Сегодня я открываю свою книгу педагогических рецептов, ведь у каждого из моих коллег она своя. Некоторые из моих рецептов достаточно рискованны, но мир, в котором мы живем, отчетливо меняется, меняемся и мы, педагоги-дошкольники, но остается незыблемой самоценность дошкольного детства.
Нашим воспитанникам предстоит жить в ином мире, важно понимать эту философию и видеть своей приоритетной миссией вовлечение семьи в этот процесс. Для решения обозначенной задачи я использую компетенции будущего - 4 «к»: креативность, критическое мышление, коммуникацию, кооперацию. Нужно понять, как использовать эти технологии в практике дошкольного работника, разрешая противоречия между новым и традиционным взглядом на функционал воспитателя. Выделить главенствующую роль в обучении и социальном развитии именно семье, а педагогу - роль архитектора, выстраивающего мостики между образовательной структурой и семьей. Появление взаимных ожиданий у родителей и педагогов вполне закономерно. Так как в этом мне помогают 4 «к»?
Креативность педагога-дошкольника состоит не столько в высокой энергетике, умении вдохновляться и вдохновлять, сколько в умении находить оригинальные решения, в освоении новых моделей поведения и деятельности. Совместные досуговые мероприятия вне стен образовательной организации, такие как театральные выходные, спортивные соревнования и участие в городских олимпиадах, ближе знакомят с семьями, учат проявлению чуткости в отношении родителей и умению учитывать особенности и различия семей.
Критическое мышление позволяет давать правильную интерпретацию текущей ситуации, помогает в формировании исследовательского интереса у ребенка через взаимодействие с семьей. Множество технологий развития познавательной активности ребят я использую через личную заинтересованность родителя. При изучении какой-либо темы в детском саду ребятам предлагают уже дома совместно с родителями поискать нужные книги, материалы, фотографии. Таким образом рождались наши замечательные исследовательские проекты, тематические занятия, проводимые в группе родителями самостоятельно, родительские мастер-классы.
Коммуникация, пожалуй, единственная из технологий, которая уже получила признание социума. Я вынуждена соответствовать технологическому укладу общества как для решения конкретного практического вопроса, так и для достижения личностных результатов, роста творческого педагогического потенциала. Используя в работе мобильные и облачные платформы, я даю каждому родителю возможность наблюдать за своим ребенком в его непосредственной дошкольной деятельности, наблюдать за взаимодействием со сверстниками, быть в курсе того, что волнует малыша и что для него значимо! А использование ИКТ непосредственно в образовательном процессе расширяет педагогический ресурсный контент и повышает вовлеченность моих дошколят.
Кооперация. Для большинства родителей единственной формой кооперации долгие годы являлись родительские собрания, а для коллег-педагогов - педагогические совещания. И первые, и вторые привыкли с напряжением ожидать, что сейчас их начнут учить. Но сегодня изменились не только формы проведения данных встреч, но и формы организации. Я поощряю, когда именно родители являются инициаторами проведения родительских бесед, для которых самостоятельно выбирают интересующую их тему. Так рождались наши клубы выходного дня, дворовые квесты, социально значимые мероприятия.
В моей книге педагогических рецептов огромное количество блюд, но, возвращаясь к началу статьи и вопросам, которые ее предвещали, позвольте назвать важный ингредиент - open the door. Родители ревностно и пристрастно наблюдают за нами только из-за закрытых дверей, а мы тем самым повышаем уровень своей напряженности. Открытые двери снимут преграды во взаимоотношениях между всеми участниками образовательного процесса. Когнитивные компетенции - навыки 4 «к» - позволят устранить многие противоречия, ориентироваться на ребенка в построении успешного сотрудничества с родителями.

Марина БИЛЕЦКАЯ, воспитатель школы №1799