Физкультминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с умственной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность. Они проводятся на 12‑20‑й минуте от начала урока в течение 2‑3 минут в игровых действиях.
Учителю начальных классов не стоит бояться потери учебного времени из-за проведения динамической паузы на уроках в начальной школе, потому что после нее дети чувствуют себя намного лучше и готовы приступить к следующему этапу освоения знаний. Динамические паузы помогают разно­об­ра­зить ход урока, улучшают работу мозга, способствуют увеличению функции кровообращения, снимают излишнее напряжение, позволяют ребенку свободно переключиться с одного вида деятельности на другой, активизируют дыхательную функцию детского организма.
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой (это могут быть подтягивания, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте, движения кистями: сжимание, разжимание, вращение).
Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из 1‑2 упражнений, повторяющихся 4‑6 раз. Замена комплекса проводится не реже 1 раза в две недели.
Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев. Во время контрольных и некоторых практических уроков (технология, физкультура, ритмика) физкультминутку не проводят.
Все виды упражнений должны присутствовать ежедневно в жизни младшего школьника. Потребность ребенка в двигательной активности, по мнению психологов, должна составлять не менее 240 минут в день. Нарушение этой рекомендации может повлечь за собой необратимые последствия как в физическом, так и в психическом развитии.
Надо помнить, что уроки физической культуры в школе дают детям только 10% необходимой активности, а значит, остальные 90% лежат на плечах классных руководителей и родителей. Безусловно, сейчас в рамках нового образовательного стандарта предусмотрено посещение каждым ребенком внеурочных занятий по физическому воспитанию, но этого тоже не хватает. Физкультминутки для начальной школы должны быть предусмотрены как на уроках, так и на переменах. Целесообразно в конце учебного дня, на последнем занятии, упражнения проводить дважды за урок, чтобы снять переутомление. Для того чтобы провести физкультминутку, учитель должен хорошо знать своих учеников, и как только замечено, что 1/3 обучающихся начали отвлекаться, необходимо приостановить занятие и провести пару упражнений со всем классом. Подбор упражнений проводится при подготовке к уроку и направляется на тот вид деятельности, который больше всего используется в ходе урока.
Наличие динамических пауз на уроках в начальной школе - это не прихоть педагога, а неотъемлемая часть образовательного процесса для детей. Педагогам и родителям стоит помнить, что дети первой ступени обучения как губки впитывают все, что им говорят. И правильная выработка умения в данном возрасте совмещать отдых и труд, сохранять свое здоровье окажет огромную помощь им во взрослой жизни.
Но учителю надо помнить, что физкультминутки должны включать в себя легкие упражнения, так как чрезмерная физическая активность может негативным образом сказаться на процессе обучения.
Будьте здоровы, дети!

Юлия СИЛАКОВА, Галина НЕГОДЯЕВА, учителя начальной школы №439 «Интеллект»