Многие ошибки при письме у младших школьников связаны с несовершенным навыком чтения и недостаточной зрительной памятью. Ребенок не придает значения написанию слова: начиная читать слово, он сам додумывает его. Отведя взгляд от строки, он может не ответить на вопрос, есть ли в этом слове буква «а», какая буква была в слове «кот» - «д» или «т»… А уж вспомнить окончание только что прочитанного прилагательного - задача абсолютно сверхсложная. В таком случае полезно тренировать навык внимательного «орфографического» чтения в играх.
В качестве основы занятия можно использовать всем известные игры «Лото» и «Мемори» («Парочки»). Вместо изображений животных или транспорта на карточках будут написаны слова. Для адаптации игр от родителей потребуется 5 минут на обдумывание речевого материала и 10 минут на изготовление реквизита, зато такие карточки и задания можно будет использовать многократно.

Игра «Живые слова»
Подготовка. Для игры готовим прямоугольные карточки из плотного картона. На каждой пишем с двух сторон слова, отличающиеся только одной буквой. Начинаем со слов из трех букв, например: дом - ком, дом - дым… Дальше - длиннее: кашка - каска, каска - маска.
Правила игры. Каждому игроку раздаем по три карточки, а в центр выкладываем от 4 до 6 карточек в зависимости от возраста ребенка и подходящей сложности. Первый игрок читает слова в центре и закрывает глаза, второй игрок переворачивает одну карточку, первый открывает глаза и старается угадать, какое слово изменилось. Если угадывает - добавляет в центр одну из своих карточек. Роли меняются. Цель игры - быстрее избавиться от своих карточек. Если игроков больше двух - сбрасывает карточку тот, кто первый заметил, какое слово изменилось.

Игра «Словарное лото»
Подготовка. На больших картах лото помещаем слова, которые ребенок изучает в школе как словарные. А на маленьких - по 3‑4 варианта тех же слов с ошибками и без.
Правила игры. Каждому игроку выдается поле. Маленькие карточки открыто лежат посередине. Цель игры - быстрее найти свои правильные слова.

Игра «Парочки»
Подготовка. В этой игре пишем на паре карточек одинаковые слова. Между собой пары отличаются несущественно, например, вторым слогом или только окончаниями слов.
Правила игры. Карточки переворачиваются и перемешиваются. Каждый игрок имеет право открыть и прочитать два слова. Цель - найти и взять как можно больше одинаковых слов-парочек.
При помощи данных игр легко отработать любой материал, который можно разложить на две части: вопрос - ответ. Тогда «парой» будут не одинаковые слова, а подходящие по смыслу пары.
Чем больше участников в игре, тем лучше - ведь память и внимание полезно тренировать всем и в любом возрасте. Вы удивитесь, как быстро ребенок приспособится к правилам и начнет вас обыгрывать. Меняйте слова, тему, сложность, как только задания становятся легковыполнимыми.
Итак, с какими же нарушениями письменной речи у детей мы можем справиться с помощью предлагаемых игр? Ошибки в чтении окончаний слов; дочитывание слов «по догадке»; трудности с запоминанием словарных слов; недостаточность зрительной памяти; ошибки в согласовании существительных с прилагательными; ошибки при определении частей речи.
Творите, придумывайте игры вместе!

Анна НАУМОВА,
учитель-логопед территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы