В школе №1321 «Ковчег» с 2015 года работают ресурсные классы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (проект ДОгМ «Инклюзивная молекула»). В наших классах обучаются ребята с выраженными формами расстройства аутистического спектра и другими особенностями развития, ментальными и физическими. На начальных этапах работы практически все ученики демонстрировали различные формы неприемлемого поведения, когда сталкивались с необходимостью пребывания в общественных местах. Посещение московских музеев и других ориентированных на доступность для людей с инвалидностью площадок стало большим ресурсом для преодоления этих проблем. Ведь при грамотно спланированной поездке в музей можно решить огромное количество образовательных задач:
- проехать на общественном транспорте или экскурсионном автобусе;
- постоять в очереди в кассу музея;
- самостоятельно переодеться и сдать вещи в гардероб;
- тихо ходить по залам музея;
- следить за экскурсоводом;
- стоять спокойно, не прикасаясь к витринам, и многое другое.
Эти элементарные на первый взгляд задачи могут стать настоящим вызовом для ребенка с РАС.
Для того чтобы поездка в музей была максимально эффективной и минимально стрессовой для детей с аутизмом и другими особенностями развития, стоит хорошенько подготовиться.
Во-первых, важно правильно выбрать музей. Наиболее удачными для поездки с детьми с особенностями развития будут интер­активные выставки и музеи. Там можно и даже нужно трогать экспонаты и достаточно активно перемещаться по экспозиции. Кроме того, работники музея должны понимать, какая группа к ним приедет. Тенденция такова, что все больше и больше московских площадок готовят программы для людей с инвалидность или ОВЗ. И, как показала практика, эта подготовка уходит далеко вперед от простой установки пандуса. Для детей с особенностями развития подготовлены специальные обучающие программы в Москвариуме, на городской ферме и в некоторых павильонах ВДНХ, в музеях «Экспериментаниум» и «Живые системы», в Дарвиновском музее и Московском зоопарке, в музее «Гараж» и в Историческом музее. И это, к счастью, далеко не полный список. Это лишь те площадки, которые успели посетить ученики наших классов в 2017‑2018 учебном году.
Выбор музея - дело важное, но отнюдь не единственное. Очень важно подготовить учеников к тому, что их ждет в процессе посещения музея или выставки. Данная подготовка включает в себя несколько аспектов. Первый: разбор незнакомой лексики и предварительное знакомство учеников с темой экскурсии. Это можно сделать, например, на уроке окружающего мира. Предварительное знакомство с материалом позволит ребятам больше понять в процессе посещения экскурсии. Для этого, конечно же, нужно наладить связь с работниками музея, попросить рассказать о содержании занятия или экскурсии. Как правило, все идут навстречу. Далее нужно рассказать детям о самом формате, в котором будет проходить незнакомое мероприятие. Наиболее удобным методическим инструментом для этого является метод социальных историй. Данный метод был разработан для обучения детей с расстройствами аутистического спектра тому, как надо и не надо вести себя в различных социальных ситуациях. При помощи социальной истории мы можем просто и наглядно объяснить ребенку с особенностями развития, что ждет его на экскурсии. Например, таков был текст для поездки в Московский зоопарк:
«В понедельник вместо школы мы поедем в зоопарк. Зоопарк - это место, где живут разные животные.
Сначала в зоопарке мы пойдем в лекторий. Там будет занятие. Мы будем слушать, что рассказывает педагог. На занятии мы сможем увидеть и погладить разных животных.
Если я не захочу никого гладить, я могу сказать «нет» и спокойно посидеть.
После занятия мы пойдем гулять по зоопарку и увидим там много разных животных. Животные в зоопарке живут в вольере, за забором. Я буду стоять рядом с забором. В зоопарке нельзя трогать животных в вольере и подходить очень близко к забору. Если я испугаюсь какого-нибудь животного, я могу отойти подальше от вольера.
Если я захочу есть, пить или сходить в туалет, я скажу об этом тьютору. После зоопарка мы с мамой поедем домой».
Третья часть подготовки к походу в музей связана с особенностями каждого ученика в отдельности. Если педагоги и родители знают, что ребенок может плохо себя вести, если будет голоден, стоит запастись едой для небольших перекусов (предварительно узнав, где в музее можно перекусить). Для ребенка с повышенной чувствительностью к громким звукам стоит взять шумоподавляющие наушники. Возможно, у вас есть ученик, которому очень сложно находиться в незнакомых местах или в местах с большими скоплениями людей. В таком случае будет правильно заранее выбрать «временной лимит» пребывания в музее для этого ребенка и по окончании этого времени отпустить его с родителями (тьютором) домой или на прогулку в ожидании остальных.
В заключение хочется сказать пару слов о целеполагании. Когда мы продумываем экскурсию или поездку с нашими учениками, прежде всего мы думаем о том, какую маленькую задачу мы можем решить при помощи этой конкретной поездки. Однако очень важно помнить, что из всех этих маленьких сегодняшних задач должна получиться одна большая цель - сделать жизнь ребенка и его семьи лучше и счастливее. Если наши ученики с РАС научатся хорошо вести себя в музее, их семьи станут значительно свободнее в выборе места для проведения отпуска и досуга. А самому ребенку это даст огромные возможности для получения новых впечатлений и интересного опыта.

Анна КАЛАБУХОВА, педагог-психолог школы №1321 «Ковчег»