Программа «Профсреды» охватывает всех школьников с 1‑го по 11‑й класс, что позволяет внедрять уникальные методики, нацеленные на последовательную работу самого ребенка над самостоятельным выстраиванием траекторий по самоопределению.
Первым этапом методики программы является формирование у школьников интереса к своему будущему делу, для чего поднимается тема выбора. Для этого педагоги-психологи «Профсреды» организуют для школьников с 1‑го по 11‑й класс развивающие мероприятия в нескольких форматах - ток-шоу, профиринг, профтеатр и мастер-класс. В рамках ток-шоу ребята общаются с мастером в той или иной сфере, задают волнующие их вопросы, пропитываются знаниями из той сферы, которая наиболее близка их интересам и склонностям. Профиринг предусматривает мощный мозговой штурм и интеллектуальную тренировку, в ходе которой школьники узнают самые невероятные факты о профессиях и ремеслах. На профтеатре ребята играют настоящее представление о той или иной профессии, а кто-то даже может посидеть в режиссерском кресле и понаблюдать за постановкой. Мастер-классы ориентированы на старшие классы (с 7‑го по 11‑й класс) и проходят как в колледжах Москвы, так и на базе школ. Они направлены на знакомство с будущей профессией, на пробу ее своими руками, на возможность окунуться в будущую деятельность и понять, нравится она или нет.
Каждый формат тщательно проработан, постоянно уточняется педагогами-психологами в процессе работы. Универсальность и методическая гибкость каждого формата позволяют проводить мероприятия в школах с самым разным контингентом и запросами аудитории.
Второй этап - формирование представления школьника о себе, своих способностях и склонностях. Для этого через портал Департамента образования http://ps.dogm.mos.ru/ организуются специальные тренинги и консультации, а на портале http://www.profsreda.com/ доступны тесты по определению своих склонностей и игровой квест по созданию онлайн-персонажа.
Третий этап - ориентирование в различных направлениях и профессиях в них. На сайте http://www.profsreda.com/ можно ознакомиться с методической литературой, узнать об основных направлениях. Каждый год все мероприятия «Профифеста» касаются определенных направлений. В этом году ими стали сфера услуг (рекрутер, режиссер индивидуальных туров), IT (маркетинг, мобильная робототехника), транспорт и логистика (беспилотники, кросс-логистика), производство и инженерные технологии (полимеханика и реверсивный инжиниринг), строительство (BIM-технологии. 3D-печать), творчество и дизайн (графический дизайн, дизайн творческих состояний), а также soft skills («мягкие компетенции» - критическое мышление и ориентация в ситуации неопределенности).
Ознакомиться с профессиональными направлениями школьники могут не только на «Профифестах» и мастер-классах, но и на мероприятиях на базе столичных колледжей по субботам. Эти мероприятия проходят в рамках календаря событий, отражающего 7 направлений, каждое из которых включает в себя несколько специализаций. По каждой специализации на площадках колледжей проходят мероприятия разных форматов: мастер-классы, учебно-производственные стажировки. Попасть на любое мероприятие школьник может бесплатно, пройдя регистрацию на портале http://ps.dogm.mos.ru/.
Четвертый этап траектории самоопределения школьника предполагает погружение в деятельность - так называемая деятельностная проба, в ходе которой школьник проходит стажировки на предприятии по выбранному направлению.
Пятый этап - это уже полноценное погружение в то или иное направление с помощью стажировок. На двухнедельном лагере «Проф­интенсив», который в настоящий момент проводит стажировки школьников по целому ряду направлений, школьники знакомятся с процессом и методиками выбора профессий, участвуют в увлекательном квесте с элементами театра, определяют свое направление, а затем идут на стажировки.
Завершающим этапом траектории самоопределения является прикрепление к профессиональному сообществу, когда школьник делает осознанный и уверенный выбор, возможно, подает заявление в образовательное учреждение.
- О проекте «Профсреда» я узнал, когда учился в 9‑м классе, - рассказывает о своем проф­ориентационном маршруте Влад Маилов, - 2 года назад, на портале «Активный гражданин», где я прочел о том, что открылся новый консультационный центр. Там была информация о тренингах по целеполаганию, тайм-менеджменту и профориентации. Так я записался на тренинги Надежды Широковой. Меня очень зацепило. Я сходил на 10 тренингов. Затем я узнал о двухнедельном «Профинтенсиве». Большая часть моего самоопределения совершалась именно в первую неделю этой программы. Я постоянно постигал какие-то механизмы, с помощью которых определялся в профессии. Я узнал очень много нового про ЕГЭ и ГОСы, колледжи и институты, вузы и стажировки. Мое мировоззрение перевернулось в том числе благодаря рефлексии, которая проводилась по итогам квестов «Профинтенсива». Я на опыте осознал важные психологические вещи, например, «не врать самому себе», «отстаивай свою позицию» и др. В школу вернулся с сияющими глазами. Изначально я хотел пойти учиться на медика, поскольку увлекался сериалом «Интерны» и имел очень романтизированное представление о профессии. В ходе программы я честно ответил себе на вопрос, что бы я хотел делать. Меня по-настоящему интересуют мир медиа, актерское мастерство, ораторское искусство, психология и педагогика. На месяце стажировки в центре занятости я более глубоко изучил мир медиа, маркетинга и рекламы. Чисто маркетинг и реклама меня оттолкнули, а вот мир медиа очень заинтересовал! «Профинтенсив» пробудил во мне потребность испытывать себя в разных сферах деятельности, показал, на что следует обращать внимание, я научился вести дневник, в котором описывал свои впечатления, эмоции и делал выводы по результатам некоторых дней. Я решил для себя, что не хочу больше терять времени в школе. И началось все с консультаций. Я понял, что многому способен научиться сам.
Сейчас Влад учится в РГГУ на психолога.
Консультационные центры «Профсреды» при колледжах открыты в каждом округе, каждый родитель вместе с ребенком может записаться на консультацию с помощью портала департамента.
Надежда Широкова, руководитель проекта «Профессиональная среда», отмечает:
- В профориентации стоит разделить два вектора движения. Первый - рефлексивный: каким я себя представляю, какие у меня способности, склонности и интересы, то есть внутренний психологический мир. Второй - внешний вектор, представляющий мир, в котором есть множество профессий, которые можно пробовать и осваивать. Перед проектом стоит две задачи: во всей красе показать ребятам мир профессий и помочь им изучить себя, исследовать свои особенности. Мы предоставляем все эти возможности.
- Знания, полученные в процессе участия в проекте, - убеждена руководитель Центра дополнительного образования колледжа «26‑й КАДР» Анастасия Кожепенько, - помогут участникам не только при выборе учебного заведения, но и при формировании будущего профессионального пути. Опыт показывает, что задача выпускника школы - точно определить сферу будущего профессионального роста, чтобы в дальнейшем определиться с конкретной специализацией. Выбор специализации, в которой человек может добиться максимального успеха, не менее трудозатратное занятие. Изменяются время, место, среда, и лишь технология выбора остается неизменной.

Константин АФОНИН,
директор колледжа архитектуры, дизайна и инжиниринга №26