У школьников должна быть возможность использовать ресурсы не только учебных заведений, но и музеев, технопарков, предприятий. Согласно международным исследованиям PIRLS и PISA московская система образования входит в пятерку ведущих образовательных систем мира. Каждая школа должна быть центром интеграции всех возможностей, которые есть в мегаполисе.
Сергей Собянин


В 2013 году «Субботы московского школьника» впервые были предложены юным москвичам как возможность интересно и с пользой провести выходной день. С целью организации интеллектуального досуга московских школьников и студентов колледжей, углубления взаимодействия образовательных учреждений города Москвы с высшими учебными заведениями, популяризации науки и научных достижений Департамент образования города Москвы инициировал в 2013 году первое направление «Суббот московского школьника» - просветительский проект «Университетские субботы», в рамках которого с тех пор с высшими учебными заведениями организуются различные публичные мероприятия. «Университетские субботы» - эффективная площадка взаимодействия образовательных учреждений Москвы с высшими учебными заведениями и Российской академией наук. В «Университетских субботах» принимают участие около 40 столичных вузов, на площадках которых у школьников есть возможность создавать различные проекты, знакомиться с 3D-моделированием, разработками и исследованиями в области робототехники, получать информацию о будущей профессии.
«Субботы московского школьника» - проект комплексный и многосоставный. В прошедшем учебном году появилось 8 новых направлений проекта, и сегодня реализуются уже 18 различных суббот: «Инженерные», «Спортивные», «Субботы мужества», «Финансовые и предпринимательские субботы», «Исторические», «Университетские», «Форсайт профессионального успеха» и другие. Все они размещены на сайте «Школа большого города» http://school.moscow.
Главный принцип проекта - свобода выбора. Субботы проводятся в вузах, колледжах, музеях, парках и даже на предприятиях. Они помогают учащимся сориентироваться в научном, образовательном и производственном пространстве города и зачастую выбрать будущую профессию.
Каждую субботу любой московский школьник имеет уникальную возможность посетить бесплатные интерактивные лекции, экскурсии, мастер-классы, квесты, тренинги, деловые игры, которые направлены на формирование у них универсальных личных компетенций специалистов XXI века, а также помогут разобраться в сложных процессах современной науки, в основных законах Москвы, правах и обязанностях жителей столицы, ознакомят с историей мировой и отечественной космонавтики, с основными экологическими принципами, подходами и стратегиями современности, помогут в развитии навыков свободного самовыражения.
Московские школьники в рамках этого проекта получили возможность формирования финансовой культуры, навыки управления личными финансами и банковскими продуктами. Им предоставлены уникальные по формату мероприятия на площадках современных компаний и региональных предприятий. Любой желающий может посетить лекции и мастер-классы в высших учебных заведениях, ознакомиться с вузовскими высокотехнологичными лабораториями и производственными зонами, совершить увлекательное путешествие в мир спорта и встретиться с известными спортсменами, взглянуть на будущую профессию с разных сторон.
Образовательный проект «Субботы московского школьника» формирует исторический и культурный бэкграунд молодых москвичей, развивает их творческий потенциал, мотивирует социальную активность подрастающего поколения, воспитывает патриотов Отечества.
За прошедшие пять лет более 600 тысяч школьников Москвы разного возраста посетили эти увлекательные занятия. Проект не прерывает своих занятий даже в период летних каникул. Для тех ребят, которые оставались на лето в Москве, Городской методический центр Департамента образования города Москвы провел ряд обучающих семинаров «Предметная суббота для московского школьника».
«Субботы московского школьника» дают старшеклассникам новые возможности для личностного и предпрофессионального роста.
Ученики нашей школы №2129 принимают активное участие в образовательных практиках в учреждениях науки и культуры, на различных предприятиях. Самыми востребованными для наших учеников стали такие просветительские проекты, как «Профессиональная среда», «Университетские субботы», «Субботы мужества», «Субботы активиста», «Исторические субботы».
В рамках проекта «Профессиональная среда» в мастерских московских колледжей наши школьники получили уникальную возможность на практике ознакомиться с различными рабочими профессиями, изучить разнообразные отрасли экономики Москвы и развить свои способности. В результате четверо наших учеников приняли участие в проекте WorldSkills по компетенции «Сетевое и системное администрирование». После прохождения всех отборочных туров наши ученики вышли на городской этап чемпионата WorldSkills Junior. В этом проекте наша школа впервые принимала участие и заняла 11‑е место на городском этапе, но мы уверены, что победы впереди.
Особенно запомнилась ученикам нашей школы №2129 и их родителям городская квест-игра «ПрофиФест» в рамках проекта «Профессиональная среда» на базе Дворца творчества имени А.В.Косарева. Наши ученики ознакомились с семью различными направлениями отрасли, приняли участие в практических мастер-классах от колледжей и партнеров проекта «Профессиональная среда», получили консультацию дальнейшего маршрута проб. А родители и сопровождающие в рамках организованной для них дискуссионной площадки ознакомились с современными трендами в сфере профориентации, узнали, как и чем взрослый может помочь школьнику на пути выбора профессии.
Благодаря участию в «Субботах активиста» два выпускника 11‑х классов нашей школы стали членами Молодежной палаты и активно участвуют в работе по развитию своего района. Причем один из них определился и с дальнейшим профессиональным выбором - поступил в МГУ на факультет мировой политики по специальности «международные отношения». Еще двое наших учеников приняли решение после окончания школы работать в Молодежной палате, и сейчас, до достижения ими совершеннолетия, они станут кандидатами в члены Молодежной палаты Южнопортового района.
Участвуя в проекте «Университетские субботы», наши ученики получили возможность посетить Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина, где у многих из них зародились интерес к профессии и желание принять участие в олимпиаде по обществознанию на Кубок прокурора Юго-Восточного округа города Москвы. В этой олимпиаде приняли участие 736 обучающихся 11‑х классов из 100 образовательных организаций столицы. Было отобрано 10 школьников, ставших суперфиналистами. Для них было предусмотрено специальное испытание - «Диалог с прокурором». Суперфинал олимпиады представлял собой живой диалог школьников и членов жюри. Задания были направлены на проверку знаний учащихся в области истории прокуратуры, юриспруденции и правовой культуры. Достойным результатом можно считать победу нашей выпускницы, которая стала одним из суперфиналистов этой олимпиады.
Участвуя в проекте «Субботы мужества», наши ученики посетили Московский авиационный институт. МАИ - это не просто вуз, это образ жизни. Данное заведение осуществляет подготовку кадровых офицеров в интересах Военно-воздушных сил, Космических войск, Ракетных войск стратегического назначения, Управления военных представительств МО РФ, Войсковой противовоздушной обороны ВС РФ.
Преподаватели Учебного военного центра при МАИ рассказали ученикам 9‑11‑х классов, как устроена ракета «воздух-воздух», о боевом самолете пятого поколения и о том, какой будет истребительная авиация будущего. Наши ученики посетили фотовыставку Учебного военного центра при МАИ, несколько лабораторий института, приняли участие в разборке-сборке стрелкового оружия и потренировались в стрельбе в электронном тире, получили приглашение принять участие в создании моделей роботов. «Субботы мужества» помогают воспитывать истинных патриотов России, формируя положительную мотивацию обучающихся к изучению славного исторического прошлого и настоящего своего Отечества, формируют чувство гордости за Вооруженные силы страны, помогают определиться с предпрофессиональным выбором - обучением в кадетских классах нашей школы.
Интересными для учеников школы №2129 и их родителей стали «Финансовые и предпринимательские субботы», которые стартовали в 2017‑2018 учебном году в продолжение системных просветительских инициатив московского образования.
Проект реализуется ведущими специалистами Центра финансового обеспечения Департамента образования города Москвы, Ассоциацией содействия развитию бухгалтерского учета в образовательных учреждениях при участии Московского многопрофильного техникума имени Л.Б.Красина.
Интерес именно к «Финансовым и предпринимательским субботам» начинался с массового активного участия педагогов, учеников и родителей в семейном фестивале «Город финансовой грамотности» в ноябре 2017 года. В ходе фестиваля состоялись более 45 бесплатных мероприятий, связанных с темой финансовой грамотности: спектакли для всей семьи, ярмарка и мастер-класс, розыгрыши, викторины. Фестиваль способствовал формированию финансовой культуры и позволил получить недостающие финансовые знания среди различных возрастных и социальных групп населения Москвы. Проект нацелен на формирование финансовой культуры школьников и включает в себя разнообразные активности по тем направлениям, которые необходимы современному жителю мегаполиса.
8 сентября пройдет праздник в честь пятилетия проекта «Субботы московского школьника», в ходе которого состоятся торжественное открытие всех 17 направлений, шахматный турнир среди выпускников, телемарафон на Московском образовательном телеканале.
За последние несколько лет Москве удалось в значительной степени продвинуться вперед в системе образования. И произошло это во многом благодаря проекту «Субботы московского школьника».
Столичная система образования - динамичная, гибкая, создающая безграничные возможности для жителей мегаполиса. Москва будет и дальше развивать систему образования. Это и поддержка учителей, и развитие материальной базы школ, масштабное обновление их инфраструктуры и реализация уже существующих и новых образовательных проектов. Город также продолжит развивать систему предпрофессионального образования, взаимодействуя с вузами, колледжами, учреждениями культуры и лучшими предприятиями.
Прошедший год был для московского образования очень результативным. И эти высокие результаты являются итогом огромной системной работы и тех позитивных изменений в области образования Москвы, которые произошли за последние годы. Учиться в Москве не только престижно, но и очень интересно. Проводя выходные с пользой, подрастающему поколению становится легче выбрать себе профессию.

Алла ПЛАХОВА,
директор школы №2129