Мы живем в замечательном, красивом и современном городе. Москва стала нарядным, светлым, удобным для жизни мегаполисом. Существенно изменился облик улиц, площадей, появилось большое число уютных скверов, парков, радикально обновился общественный транспорт города…
Хотелось бы от имени шестнадцати тысяч моих коллег - ветеранов педагогического труда - остановиться на тех серьезных изменениях, которые произошли в системе московского образования за последние несколько лет.
С учетом пятидесятилетнего педагогического стажа своей работы в системе московского образования при ретроспективной оценке прошлого можно утверждать, что и раньше мы имели определенные достижения в обучении детей, однако не будем забывать, что наиболее острая проблема прежде заключалась в наличии неравенства возможностей в образовании: в городе было 20‑30 спецшкол. Именно эти школы, как правило, и давали лучших учеников, поскольку имели повышенное финансирование, лучших учителей, большее внимание со стороны городских властей и, главное, занимались отбором учеников для своей школы со всего города.
Московские семьи вынуждены были прикладывать огромные усилия, чтобы их дети попали в такую школу, а затем возить их на обучение через весь город, поскольку это было некоей гарантией получения хорошего образования.
Вероятно, многие помнят так называемые первоапрельские костры, когда родители заранее располагались у школ, для того чтобы успеть записать своего ребенка на собеседование при поступлении в школу.
Сейчас благодаря принятым Департаментом образования города Москвы решениям и их четкому исполнению всем московским семьям предоставлены равные возможности в получении качественного образования. Механизм подушевого финансирования, причем по верхнему, гимназическому, уровню, успешно работает.
Город вложил серьезные средства в строительство, ремонт и оснащение образовательных организаций. В 2011‑2017 гг. построено 210 зданий для дошкольников и 81 школьное здание.
Были созданы механизмы, обеспечивающие большую заинтересованность педагогов в повышении эффективности своей работы. Это относится прежде всего к существенному повышению заработной платы. Ее средний размер в настоящее время достигает ста тысяч рублей. Мэром Москвы введены различные гранты, к примеру, за вклад в проект «Московская электронная школа».
Высшей формой поощрения педагогов стал утвержденный мэром Москвы знак «Заслуженный учитель города Москвы». Данный знак был учрежден в сентябре 2013 года и стал одним из первых в числе подобных знаков для работников различных отраслей. Существуют и другие формы стимулирования работы лучших педагогов.
Отдельно следует отметить изменения в оснащении школ самым современным оборудованием, повсеместно учителя в работе с учениками используют новейшие цифровые технологии, современную компьютерную технику нового поколения.
Школы сегодня способствуют и развитию личностных запросов семьи. Сформированы многопрофильные школы для развития самых разных талантов. Так, в рамках проекта «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов» открыты инженерные классы - в 98 школах, медицинские - в 72 школах, академические - в 10 школах, кадетские - в 168 школах - это более двенадцати тысяч учащихся, курчатовские центры - в 37 школах, предуниверсарии - в 12 школах.
Московское образование показывает массовые высокие образовательные результаты. Количество московских школ, подготовивших победителей и призеров, возросло с 74 в 2010 году до 222 в 2017 году. Победители и призеры сегодня в каждой третьей школе! Результаты сдачи ЕГЭ демонстрируют высокую конкурентоспособность наших учеников. Москва заняла пятое место в мире по уровню знаний школьников.
Цифры подтверждают, что массовое качественное образование пришло к москвичам «под окна» их домов. 89% родителей первоклассников выбрали школу в районе проживания, 60% из них записались в первые классы той же школы, где посещали дошкольные группы.
Хотелось бы более подробно остановиться на основных направлениях работы нашей педагогической ветеранской организации, которой неизменное внимание и содействие оказывает Департамент образования города Москвы.
Руководителем Департамента образования И.И.Калиной и председателем Московского городского совета ветеранов войны и труда В.И.Долгих перед нашей ветеранской организацией поставлена задача эффективной реализации главной идеи, заключающейся в постоянном внимании, неизменной заботе, действенной помощи неработающим педагогам-ветеранам на уровне первичных ветеранских организаций, а также объединения усилий для осуществления совместной деятельности районных советов ветеранов войны и труда и межрайонных советов ветеранов педагогического труда в гражданско-патриотическом воспитании учащихся и молодежи.
Мы, педагоги-ветераны, рады сохранению лучших традиций школ, их позитивной современной трансформации. Формированию здорового патриотизма, в частности, способствует и сохранение школьных музеев. Многие московские школы с гордостью носят имена героев нашей страны и города.
Московские школьники и ветераны - активные участники общероссийских патриотических движений, таких акций, как «Не прервется связь поколений», «Бессмертный полк», фестивалей «Красная гвоздика», «Песни Победы», уроки Мужества.
Мы, педагоги-ветераны, с неподдельным интересом относимся к изменениям в образовательной среде, по-прежнему чувствуем себя членами профессионального сообщества и принимаем самое активное участие во всех творческих процессах, происходящих в московском образовании.
В каждой школе сегодня создана первичная ветеранская организация. Работа с ветеранами, а также ветеранские акции отражены на сайтах образовательных организаций. Педагоги-ветераны являются дипломированными наблюдателями на единых государственных экзаменах, коллеги-ветераны активно посещают просветительские среды Московского центра качества образования, участвуют в заседаниях педагогических и управляющих советов образовательных организаций, обсуждают с директорами школ и руководителями Департамента образования Стратегию развития московского образования-2025.
Посещение выставок, концертов, экскурсионные поездки - этим для нас, ветеранов, активно занимается коллектив Дома учителя, возглавляемый Ниной Григорьевной Минько.
И, конечно, мы учимся… Учимся компьютерной грамотности в школах, участвуем в проекте «Московское долголетие». Совместно с Центром патриотического воспитания и школьного спорта размышляем о возможности сдачи педагогами-ветеранами нормативов комплекса ГТО.
Огромной популярностью у ветеранов пользуется отдых в пансионате при колледже №23 в Лосином острове. В текущем году пансионат стал принимать за один заезд 100 человек, а не 60, как прежде. Это стало возможно благодаря оперативному решению Департамента образования и финансированию со стороны города, активной позиции директора колледжа №23 Зои Георгиевны Даниловой.
Наглядным подтверждением всего изложенного выше является участие педагогов-ветеранов в работе II Московского международного форума «Город образования», открывшегося на днях в 75‑м павильоне ВДНХ.
Мы убеждены, что городская власть сегодня - это работающая команда единомышленников. Все, что сделано в городе, заслуживает самой высокой оценки. Перспективы развития Москвы и московского образования вдохновляют и находят всемерную поддержку жителей города.
Бывших учителей не бывает. Мы еще в строю. Поэтому особенно приятно и важно и для нас, ветеранов, и для системы образования, что мы не чувствуем себя отделенными от системы и востребованы. Рассчитываем, что колоссальный ресурс ветеранского сообщества и в дальнейшем будет максимально использован при реализации новых грандиозных планов развития и совершенствования московского образования.

Надежда БРАГИНСКАЯ,
председатель Городского совета ветеранов педагогического труда, доверенное лицо кандидата в мэры Сергея Собянина