В целях повышения качества и использования потенциала дошкольного уровня образования в 2018 году Московским центром качества образования был реализован пилотный проект «Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольных групп образовательных организаций».
В пилотном проекте приняли участие шесть московских образовательных организаций: школа №15 (директор А.В.Белов), школа №830 (директор М.В.Климова), школа №1206 (директор В.А.Левченко), школа №1269 (директор Е.В.Курнышева), школа №1584 (директор К.И.Журавлева), Школа имени В.В.Маяковского (директор А.А.Уколов).
Проект включал несколько этапов:
1. Анализ основной образовательной программы дошкольного образования, размещенной на официальном сайте образовательной организации, с целью выявления соответствия требованиям ФГОС дошкольного образования.
2. Проведение внутреннего мониторинга качества условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в информационно-аналитической системе «Московский регистр качества образования».
3. Проведение внешнего мониторинга качества условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с привлечением независимого эксперта - специалиста в области дошкольного образования.
В рамках мониторинга условий оценивались четыре группы условий согласно стандарту: кадровые, психолого-педагогические, материально-технические и развивающая предметно-пространственная среда.
И внутренняя, и внешняя оценка проводились по единым критериям и показателям, что позволило сопоставить результаты, определить проблемные зоны и положительные тенденции в условиях, созданных для детей в дошкольных группах.
Важно отметить, что в рамках проекта не предполагалась оценка развития детей.
4. Прохождение воспитателями дошкольных групп компетентностной диагностики на планшетах. Диагностическая работа направлена на определение практической готовности воспитателей осуществлять трудовые действия, а также применять знания и умения, необходимые для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования в соответствии с современными требованиями.
Профессиональные действия и умения оцениваются посредством кейс-метода по пяти модулям:
1. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Создание образовательной среды для детей дошкольного возраста, включая развивающую предметно-пространственную среду.
3. Партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, с коллегами.
4. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования в части организации различных форм и видов деятельности обучающихся (воспитанников).
5. Осуществление педагогического мониторинга образовательной деятельности.
Задания диагностики преимущественно носят практико-ориентированный характер, ключевыми в заданиях являются педагогическая ситуация и возможные варианты ее решения. Участнику предлагается определить, какой из вариантов наиболее оптимальный и приемлемый с позиции современных нормативных требований, предъявляемых к качеству дошкольного образования. Задания распределены по пяти модулям и позволяют проанализировать, насколько хорошо работники дошкольного образования владеют профессиональными компетенциями.
Диагностика проводилась с помощью мобильного центра независимой диагностики Московского центра качества образования, который начал свою работу в ноябре 2017 года. Мобильный центр оснащен самым передовым оборудованием: мобильными планшетами, устройствами виртуальной и дополненной реальности. Представители центра сами приезжают в образовательные учреждения столицы и предоставляют переносную аппаратуру для прохождения диагностической работы.
Результаты реализации проекта позволили коллективам образовательных организаций получить объективные результаты о качестве образования на дошкольном уровне посредством сопоставления внутренней и внешней оценок, рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и созданию условий для развития детей дошкольного возраста, спрогнозировать дальнейшие траектории развития участников образовательных отношений и организации в целом.
По отзывам участников, мониторинг реально помогает «выявить дефициты знаний и увидеть необходимые направления повышения квалификации педагогов» (мнение участника проекта М.В.Климовой, директора школы №830).

Татьяна НИКИТИНА,
начальник отдела Московского центра качества образования