Аттестация сегодня - это инструмент для сверки управленческих часов с ритмом города. Современный директор московской школы - это управленец, нанятый городом для организации процессов в школе, которые должны привести к совершенно конкретным нужным городу результатам, а именно гарантированному качественному образованию для каждого московского ученика. Руководитель образовательной организации оперирует пятью функциональными областями управления: управлением кадрами, ресурсами, процессами, результатами, информацией. И каждая из областей одинаково важна для получения единого качественного результата, за который он отчитывается в ходе аттестации.
Как это происходит на практике? Процедура динамична и очерчена целями города. Она проводится в два этапа. Первый - квалификационные испытания в форме тестирования с использованием автоматизированной системы. Второй - публичное, транслируемое для всех желающих в Интернете, собеседование с аттестационной комиссией. Для его проведения формируется аттестационная справка на основе данных электронного портфолио московского директора «База данных управленческих результатов», где заданы оптимальные для каждой школы цифровые показатели по всем направлениям работы и где фиксируются и накапливаются материалы, демонстрирующие эффективность результатов управленческой деятельности директоров. Вся информация в портфолио вносится автоматически из информационных систем Департамента образования. Директор школы не может добавить сюда ни строчки, но он видит заданные в портфолио оптимальные для его школы показатели, например, по эффективности оплаты труда, обеспечению безопасности или вкладу его организации в качественные показатели столичного образования. И эти показатели являются основными ориентирами в его работе.
Аттестационная комиссия рассматривает аттестационную справку и проводит собеседование по актуальным вопросам деятельности в системе образования. Следует особо подчеркнуть, что установленные порядком аттестации правила не имеют исключений и в равной степени применяются ко всем аттестуемым руководителям. На вопросы комиссии отвечают как молодые, только начинающие свой путь на этом поприще, так и уже добившиеся серьезных результатов директора московских школ. Важно отметить и тот факт, что, несмотря на обозначенные в портфолио четкие цифровые значения для ожидаемых результатов по каждому из видов школьной деятельности, аттестационная комиссия часто демонстрирует гибкое отношение к этим показателям. Ведь в своей работе каждый директор оперирует не только сухими цифрами, но и ценностными ориентирами. Его соответствие занимаемой должности в процессе аттестации определяется как формализованными требованиями к должности руководителя, так и неформальными, зачастую имеющими не менее значимое влияние на результативность управленческих решений. Аттестация, и это следует повторить еще раз, - многофункциональный инструмент, который в первую очередь стимулирует директоров школ к обеспечению достижения актуальных городу результатов.