Во Франции есть цикл выпускных экзаменов у школьников - БАК (аналог российского ЕГЭ). Французский БАК существует со времен Наполеона. Это не только выпускной экзамен. Положительная оценка на БАКе позволяет продолжить обучение в высшем учебном заведении.
В ноябре 2017 года министр образования Франции поручил группе экспертов провести анализ и подготовить отчет о предстоящей реформе БАКа. Для этого был проведен опрос различных представителей системы образования, преподавателей, представителей профсоюзов. Также был организован онлайн-диалог с учениками. 79% опрошенных считают, что нужна реформа.
Новый БАК должен, во-первых, ограничить количество обязательных предметов для сдачи такого серьезного итогового экзамена. Во-вторых, уделить больше внимания процессу, интересу и, конечно, контролю как результату интересного процесса.
Идея основной группы опрошенных экспертов - это уменьшение количества обязательных предметов и создание большого устного экзамена, так называемого гронтоаль. Такая форма контроля в настоящее время используется в институтах, особенно в престижных.
Во время сдачи гронтоаля студентам выдается определенная тема для беседы. Она затрагивает не один, а сразу несколько предметов. Учащийся должен не только показать свои знания, но и адекватно ответить на неожиданный вопрос, продемонстрировать быстроту реакции на вопрос, а также интерес к тому, что он говорит.
Итоговая отметка будет учитывать как результаты самого БАКа (60%), так и результаты контрольных работ во время учебного процесса и все оценки двух последних классов (40%).
К слову, БАК станет больше учитывать сам процесс. Это значит, что организация обучения изменится.
Для каждого профиля будет собственный блок обязательных предметов, среди которых французский язык, философия, история, география, два иностранных языка, математика, физкультура и новая дисциплина под названием «IT- и цифровые технологии».
В числе предметов по выбору могут быть углубленная математика, физика, химия, биология, экономика, социальные науки, дополнительный иностранный язык и литература, экология, агрономия, искусство и инженерные науки.
Право выбора предмета для сдачи экзамена будет оставаться за учеником. Акцент мы ставим именно на процессе обучения, на развитии интереса.

Габриэль де ГРОЕР, генеральный инспектор образования, ответственный за преподавание
русского языка во Франции