Эксперты ОЭСР предлагают новый способ оценки школ. К примеру, есть результаты сдачи международных исследований учащимися 607 московских школ. Москва, нужно отдать должное, показывает очень хорошие результаты.
Обычно ожидается, что чем выше социально-экономический уровень учеников, тем лучшие результаты показывает школа. Но это не всегда так. Например, есть четыре школы. У первых двух почти одинаковый рейтинг, однако их ученики относятся к совершенно разным социальным слоям. А у двух других ученики из одного социально-экономического слоя, но результаты школ совершенно разные. Это почти 4 балла (4 уровня) по системе PISA.
Еще один пример. Обе школы показывают результаты выше ожидаемых, то есть очень даже сходный рейтинг. Но одна школа выступает значительно выше, чем другая. И можно сказать, что первая школа гораздо успешнее, чем вторая, несмотря на то что фактически их рейтинг очень схож.
Наконец эту информацию можно использовать не только для оценки школ как таковых, но и системы образования в целом.
В Москве наиболее широко наблюдаются инновации в системе образования по сравнению с другими столицами стран мира. Московская электронная школа, вся информация, которую можно получить об учителях, об их учебной практике, - эти данные можно использовать, для того чтобы выявить, с каких школ Москвы можно брать пример.
Следует учиться у этих школ, перенимать их опыт в проведении уроков, а также использовать это для оценки системы в целом в Москве и в других регионах России.

Ричард ЛИ,
аналитик Организации экономического сотрудничества и развития