Никто не знает, сколько потребуется врачей и учителей через 10 лет. Мы только знаем, что смена профессий будет обязательной и регулярной.
Это означает, что школа и вуз должны обучать не специальностям, а способности постоянно учиться.
Очень часто говорят, что переходный компетентностный подход - это набор soft skills (с англ. - гибкие навыки, позволяющие быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек), который надо продемонстрировать кому-то, словно знаний за этим нет.
На мой взгляд, это очень опасная тенденция. Мы должны сейчас делать акцент на знания. Знания тренируют мозги, а не искусственным образом обозначенные компетенции. Компетенции важны, но часто создается впечатление, что нам предлагают компетенции без знаний.
Вычислить образованного человека несложно, знает, что такое стеариновая свечка, значит, читал Чехова.
Но это же знания. Часто на разные исследования говорят: «Посмотрите, 10 наиболее востребованных компетенций - это все soft». Возникает вопрос: нужно знать таблицу умножения, для того чтобы испытывать эмпатию, уметь презентовать себя? В принципе, может быть, и нет.

Владимир МАУ, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации