Но нужно думать о том, что ждет нас дальше. Технологии меняют все.
Суть образования - научить ориентироваться в современном быстро развивающемся мире. Система оценки должна помогать ученикам учиться лучше, а преподавателям - лучше преподавать.
Мир разнообразен, и в нем важна не только эрудиция, но и этика, творчество. ОЭСР исследует разные типы знаний, знания по дисциплинам, междисциплинарные знания, а также когнитивные, социальные и эмоциональные навыки. Оцениваются любопытство, смелость, способность к лидерству, а также ценности, которые нас ориентируют, которые позволяют понять, что хорошо, что плохо, что верно, что не является правдой и что активирует эти когнитивные эмоциональные ресурсы, которыми мы обладаем.
Важно умение молодых людей создавать что-то новое. Это как один набор компетенций.
Еще один набор компетенций - это способности молодых людей справляться с дилеммами, научиться ориентироваться в противоречивой информации, уметь ее обрабатывать.
И, безусловно, важно уметь взаимодействовать друг с другом, принимать ответственные решения.
Какие критерии успеха можно сформировать?
Во-первых, согласованность. Часто сложные задачи требуют сильной фокусировки. Необходимо изучать многие дисциплины, но очень важно проводить между ними связь, чтобы учащиеся познавали реальный мир.
Во-вторых, передаваемые ценности также очень важны. Очень важно, что именно эти молодые люди смогут передать будущим поколениям, потому в настоящее время неизвестно будущее знаний.
Совместное создание знаний - это также важный момент. Очень многое невозможно передать со стороны, можно только развить. Например, эмоциональные навыки.
Сейчас, в ХХI веке, необходимо развивать комплексное мышление. Это требует совершенно другого процесса преподавания. Учителя становятся активными носителями знаний. И они формируют индивидуальность своих учеников.

Андреас ШЛЯЙХЕР, директор Департамента по образованию и навыкам ОЭСР