Мы знаем, как тяжело переживаются кризисы. Да, они открывают новые возможности, но при этом неизбежно рушат некоторые позитивные и результативные технологии и практики. Можно не задумываться о кризисах, жить сегодняшним днем и реагировать на проблемы по мере их возникновения. Но намного эффективнее стараться предвидеть тренды заранее и позаботиться о таком развитии системы, при котором кризисы будут предупреждены, а новые возможности при этом станут доступными. Это позволит обеспечивать постоянное развитие, которое основывалось бы не на постановке опытов и экспериментов (мы все знаем, как дорого они иногда обходятся нашим детям и семьям), а на совместном поиске самых удачных решений и постоянной подпитке городской системы образования теми практиками, которые где-то уже дали свои результаты.
Итак, есть ли вызовы, контуры которых мы можем видеть уже сегодня?
Разработчики стратегии развития столичного образования (уже сейчас их более 20 тысяч - учителей и руководителей школ, которые приняли личное участие в педагогических советах, посвященных разработке проекта) предлагают обратить внимание на следующие аспекты.
1. Неизбежные постоянные изменения становятся нормой жизни.
2. Быстрое развитие цифровизации и информационного общества, что приводит к изменениям ценностных ориентиров.
3. Потеря школой «монополии» на образование ребенка. Мест (физических и виртуальных), где ребенок имеет возможность получить образование, становится все больше, и урок выходит за стены класса.
4. Постоянно меняющиеся требования к профессиональным умениям и навыкам. Необходимость быстро учиться и переучиваться приводит к тому, что образование в течение всей жизни становится нормой.
Имеются ли ответы на эти вызовы? Применяет ли уже кто-то из педагогов на своих уроках новые инструменты, соответствующие вызовам будущего? Есть ли среди существующих технологий те, которые не потеряют своей актуальности и через 7‑10 лет? Да, мы знаем о некоторых таких практиках. Но, может быть, мы что-то упускаем и есть другие риски?
Мы считаем, что каждый сможет внести свой вклад в подготовку таких ответов и предложений. И, в принципе, разработка стратегии невозможна без участия учителей, ученых, экспертов, бизнесменов, представителей государства и просто всех заинтересованных граждан, ведь именно общество является основным заказчиком образованности в любой стране мира.
Не случайно мэр Москвы Сергей Собянин предложил профессиональному сообществу вместе ответить на вопрос о том, какой должна быть московская школа в 2025 году. Он поручил группе директоров модерировать широкое обсуждение наиболее значимых вопросов стратегии. Впоследствии была создана целая платформа для постоянного учета предложений всех тех, кому хочется развивать систему образования. В рамках платформы было возможно высказать мнение, поделиться идеями, открыть обсуждение по интересующим вопросам, обменяться полезной информацией.
Первый этап этой работы завершен. Более 20 тысяч московских педагогов лично включились в обсуждение стратегии, и более 6 миллионов ознакомились с ее материалами.
И сегодня, в преддверии грандиозного международного форума «Город образования», мы приглашаем всех заинтересованных жителей столицы, гостей из регионов нашей страны и иностранных делегатов принять участие в дальнейшем обсуждении стратегии.
На форуме запланированы круглые столы для общения с признанными экспертами по всем самым важным для развития системы образования вопросам. Наши директора и учителя, в свою очередь, будут задавать вопросы спикерам и на других активностях форума.
- Какие новые возможности должны появиться в Москве у каждого ученика и его семьи?
- Как и для чего учитывать все самые разнообразные достижения ребенка?
- Как сделать каждого выпускника уверенным в завтрашнем дне и конкурентоспособным при выходе на рынок труда?
- Нужно ли давать каждому ученику возможность приобрести личный опыт принятия значимых для себя и своей будущей жизни решений уже в школе (а если нужно, то каким образом)?
- Какие условия необходимо создать для того, чтобы каждый ребенок еще в школе мог попробовать себя в различных профессиях?
- Как не допустить возврата к бесполезной отчетности учителя, полностью освободить его от рутинного труда и снабдить самыми современными, экономящими его время и силы и дающими новые творческие возможности инструментами?
- Как в каждой школе создать условия для проявления таланта каждого ребенка?
- Какие существующие механизмы необходимо оставить в связи с сохранением их актуальности и на следующем этапе развития образования?
Вопросов много. И отвечать на них мы предлагаем совместно.
Это необходимо для того, чтобы мы вместе смогли сформулировать пути развития системы, зафиксировать ее основные ценности и планируемые результаты, пути их достижения. Тогда стратегия станет по-настоящему народным проектом, который будет реализован с полным пониманием востребованности развития московского образования в интересах каждого московского школьника и его семьи.
Приглашаем всех желающих посетить форум и принять активное участие в обсуждении стратегии развития столичного образования. До встречи на «Городе образования»!

Илья НОВОКРЕЩЕНОВ,
директор школы «Покровский квартал»