Современные технологии, используемые при организации ЕГЭ, обеспечивают высокий уровень прозрачности процедуры проведения и достоверности результатов. В 2018 году доставка контрольных измерительных материалов и бланков участников в пункты проведения экзаменов осуществлялась в электронном виде на флеш-носителях, а печать материалов производилась непосредственно в аудиториях проведения экзаменов в присутствии участников. Благодаря понятным инструкциям и четкой работе организаторов КИМы были напечатаны всего за 15 минут. После завершения экзамена бланки участников и отчетные документы переводились в электронный вид при помощи высокоскоростных сканеров непосредственно в пункте проведения экзамена и передавались на обработку.
В Москве при проведении ЕГЭ использовались новые технологичные решения, которые значительно упростили множество организационных задач.
Во-первых, разработана удобная система подачи и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами. Теперь любой выпускник сможет подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в личном кабинете на официальном портале мэра и Правительства Москвы (mos.ru). Причем сделать это возможно с любого устройства с функцией выхода в Интернет. Как только апелляция будет рассмотрена, выпускнику по электронной почте будет направлено оповещение об изменении статуса апелляции, а в личном кабинете он сможет ознакомиться с ее результатами.
Следует отметить, что новшества коснулись и процедуры государственной итоговой аттестации в 9‑х классах. В 2018 году экзамен по информатике проведен полностью в компьютерной форме, что позволило выпускникам в полной мере продемонстрировать навыки работы с различными видами информации и умение решать практические задачи средствами компьютерных технологий.
Также с целью поиска оптимальных решений для сокращения времени для обработки результатов в Москве в этом году была организована проверка развернутых ответов выпускников 9‑х классов экспертами предметных комиссий в электронном виде.
Применение новых технологий осуществляется с соблюдением требований информационной безопасности и защиты персональных данных.
Каковы же перспективы развития содержания и процедур государственной итоговой аттестации выпускников 9‑х и 11‑х классов?
Во-первых, планируются разработка и реализация модели передачи контрольных измерительных материалов и бланков участников в пункты проведения экзаменов по Интернету, а также последующее сканирование бланков ответов участников непосредственно в аудиториях проведения экзаменов, а не в штабе, как это было в 2018 году.
В перспективе развитие технологий проведения ГИА позволит исключить возможность использования запрещенных материалов при проведении экзамена, утечек контрольных измерительных материалов, а также вмешательства человеческого фактора. Это позволит ослабить те меры контроля, которые есть сейчас.
Более эффективно работать с результатами экзаменов и сократить время на их обработку позволят облачные технологии, а благодаря технологии блокчейн открывается возможность безопасно хранить любые данные, к числу которых можно отнести информацию о достижениях каждого участника ГИА.
Во-вторых, московским предложением по развитию содержания и процедур ГИА становится предоставление возможности обучающимся сдавать экзамены по завершении изучения каждого предмета в отдельности. Если ученик закончил изучение курса русского языка в 10‑м классе, то и ЕГЭ по русскому он может сдать в 10‑м классе.
В-третьих, добавляются предметы, по которым выпускник может сдать ЕГЭ. В следующем году для обучающихся 11‑х классов будет проведен ЕГЭ по китайскому языку. Проведение ЕГЭ по информатике предлагается Моск­вой провести полностью в компьютерной форме.
И, конечно, продолжается работа по изменению структуры и содержания контрольных измерительных материалов.
Рассматривается возможность более широкого внедрения устной части экзаменов по гуманитарным предметам, как, например, по иностранным языкам. В 2018 году в режиме апробации проверку знаний по русскому языку в форме итогового собеседования как допуска к ГИА прошли все выпускники девятых классов. В 2019 году процедура станет обязательной и будет закреплена нормативно.
Перспективным для развития содержания контрольных измерительных материалов является заложенная в них возможность оценивания не только предметных знаний и компетенций, но и метапредметных умений.
Особенно пристальное внимание уделяется возможности разработки заданий, для выполнения которых потребуется использовать ресурсы Интернета и электронный контент, а также VR-технологии и дополненную реальность. Например, одним из заданий на экзамене может стать проведение виртуального эксперимента или моделирование определенной ситуации. Для оценки творческой части заданий ГИА могут быть использованы компьютерные интеллектуальные системы проверки.
Подводя итоги, Москва предлагает основной ряд решений по совершенствованию системы проведения ЕГЭ:
- разработка заданий с возможностью использования ресурсов сети Интернет;
- использование облачных технологий в работе с результатами экзаменов, что позволит сократить время на их обработку;
- повышение безопасности хранения данных благодаря внедрению технологии блокчейн;
- исключение единых календарных дат сдачи экзаменов;
- создание единой системы учета индивидуальных достижений обучающихся для формирования их объективного цифрового портфолио и предоставления доступа вузам для учета достижений.
Уже в ближайшее время планируется утверждение новых порядков проведения государственной итоговой аттестации как в 9‑х, так и в 11‑х классах, которые позволят эффективно реализовать все нововведения.