Об образовании будущего
Каждая экономическая эпоха имеет свой основной актив. В наше время это знания, компетенции и свойства характера. Этот базовый актив в основном еще не задействован и недооценен.
Оценка компетенций взрослых (PIAAC) показывает, что более 200 миллионов работающих людей в странах ОЭСР не имеют даже базовых навыков - они не могут читать на том уровне, которого мы ожидаем от десятилетнего ребенка.
Будущее за объединением искусственного интеллекта компьютеров с мыслительными, социальными и эмоциональными компетенциями, а также системой ценностей человека.
Дилемма, стоящая перед системой образования, состоит в том, что простые когнитивные компетенции, которым легче всего обучить, проще всего передать цифровым технологиям, автоматизировать и отдать на аутсорсинг.
Граница между человеческими и компьютерными способностями определяется способностью понять точку зрения другого.
Для масштабной трансформации обучения нам необходимо не просто радикально новое понимание возможного, но также умные стратегии и эффективные институты.
Доступ к качественному образованию и воспитанию в раннем возрасте часто считается самым эффективным способом обеспечить всем равные стартовые условия в дальнейшем обучении и в жизни.
Непрерывное образование предполагает постоянное обучение, отказ от ранее выученного и возврат к учебе при изменении внешней среды.
Чем быстрее меняется содержание предмета, тем важнее для учащегося понимать структурные и концептуальные основания этого предмета, а не просто усвоить знания с ограниченным сроком годности.
Необходимо ясно осознать, что люди обучаются по-разному, разными путями и на разных этапах жизни. Образовательные системы должны предложить новые способы обучения - с активной ролью учащегося и максимально способствующие его прогрессу.
Рынок труда вознаграждает работников за то, что они знают, и за то, что они могут делать со своими знаниями, а не за школьные оценки.

О причудах судьбы
Оставившие школу Ричард Брэнсон, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Стив Джобс и Марк Цукерберг кардинальным образом изменили каждый свою сферу.

О международных исследованиях качества образования
Данные PISA свидетельствуют, что один из самых важных факторов, влияющих на результаты учащегося в школе, - это социально-экономическое положение других детей в классе. То есть основной ресурс в школах и классах - это сами учащиеся.
Чем меньше количество учителей и учащихся в школе, тем сложнее в ней внедрять какие-либо изменения.
Образовательные системы с наивысшими результатами по тестам PISA ставят во главу угла уровень учителя, а не число учащихся в классе: всякий раз, когда им приходится выбирать между сокращением числа учеников в классе и инвестированием в учителя, они выбирают второе.
Один из самых удивительных выводов по результатам оценки PISA в 2015 году - слабая взаимосвязь между соотношением числа учащихся и специалистов в образовательной системе и размером школьного класса.
Эффективное классное руководство предполагает гораздо больше, чем выработка и навязывание правил, мер поощрения и стимулов, - все это с целью управлять поведением учащихся.
Один из важнейших выводов из анализа тестов PISA состоит в том, что в большинстве стран, где учащиеся считают, что для достижения высоких результатов надо усердно работать, практически все участники тестирования показывают устойчиво высокие результаты.
Ни одна образовательная система не добилась устойчиво высоких результатов и равных образовательных возможностей без того, чтобы разработать структуру, основанную на убеждении, что все учащиеся могут и должны добиваться высоких результатов.
Определение стандартов помогает оформить эффективные образовательные системы путем разработки насыщенного, целенаправленного и непротиворечивого материала, сокращения дублирования изучаемого материала в нескольких классах, снижение вариативности преподавания программы в разных школах и, что представляется самым важным, сокращение неравенства между социально-экономическими группами.

О развитии системы образования в России
Одной из стран, поразивших меня тем, как ей удалось изменить свою культуру проведения экзаменов, стала Российская Федерация. В стране были унифицированы государственные экзамены, сегодня существует продвинутая и прозрачная система оценки результатов обучения. Во-первых, Россия не поддалась искушению пожертвовать валидностью ради эффективности или пожертвовать релевантностью ради надежности, как это часто бывает в системе экзаменов. Однако основной результат от введения единого государственного экзамена в России - это восстановление доверия к образованию и экзаменам. Доверие невозможно ввести законодательным актом, оно также не возникает само по себе. Доверие - это и следствие, и необходимое условие функционирования системы экзаменационной оценки.
Стандарты образования и экзаменационная проверка знаний - это начало системы преподавания, а не ее окончание.

Об учителях и повышении квалификации
Я считаю непреложным фактом то, что качество образовательной системы не может быть выше, чем качество учителя.
Если сделать профессию финансово привлекательной относительно легко, то сделать ее привлекательной интеллектуально гораздо сложнее. Но именно это может привлечь в профессию талантливых людей, особенно с учетом того, что люди часто идут в эту профессию, чтобы изменить свое общество к лучшему.
Если мы хотим, чтобы обучение детей в школе было максимально эффективным, то мы должны задуматься, как предложить больше возможностей для обучения учителей.
Эффективное повышение квалификации должно быть непрерывным и включать в себя обучение, практику и оценку (или обратную связь), а также оставлять достаточно времени на исправление ошибок. Успешные программы вовлекают учителей в учебную деятельность, аналогичную той, которую сами учителя предлагают своим учащимся.
Но зачастую главным является не большое число часов повышения квалификации - основной результат приносят сама организация карьеры и ее взаимосвязь с учительской нагрузкой, что помогает создать своего рода социальную организацию, которая и потребляет, и создает новые знания и компетенции.
Эффективные программы поощряют развитие сообществ учителей, где учителя могут делиться своим опытом.
Суть образования - обучение ценностям, которые станут для ребенка надежным компасом, помогающим разобраться во все более сложном, нестабильном и неопределенном мире.
Важно осознавать, в какой мере образование соответствует широкому пониманию гражданства в XXI веке.
Университеты и школы, а также их учебные программы в Интернете - это важные площадки (для конструктивных дискуссий), где можно обмениваться идеями и обсуждать их. Важно поддерживать и усиливать образование в его функции глобальной биржи идей.
При выборе методики аттестации учителей особенно горячо обсуждаются относительные достоинства суммативной (оценка результатов) и формативной (постоянная обратная связь для повышения качества) аттестации. Суммативная аттестация позволяет директорам школ вознаграждать высокое качество и ответственность, а широкой публике, законодателям, местным советам по вопросам образования и администрации дает инструменты для мониторинга и обеспечения качества преподавания.
Оценка и отчетность позволяют работникам и руководителям системы образования следить за прогрессом в системе образования. Система аттестации учителей должна быть частью целостного подхода к профессии.
Существует явное несоответствие между качеством учительского корпуса и выделяемым бюджетом - рост расходов не ведет автоматически к улучшению качества образования.
Задача руководителей сферы образования в обществе, все больше опирающемся на знания, состоит в том, чтобы сохранить качество учителя и обеспечить постоянное повышение квалификации всеми учителями.
Массив профессиональных знаний, накопленный учителями, а также постоянное повышение профессиональной квалификации сегодня рассматриваются как обязательные инструменты для повышения эффективности и результативности преподавания.
О системе образования мегаполиса и управлении
Большой город - большие образовательные возможности. Результаты PISA подтверждают, что в нескольких странах учащиеся в крупных городах (города с населением более миллиона человек) показывают такие же результаты, как учащиеся в ведущих городах-государствах в рейтингах PISA, даже если разновекторные факторы городской среды действуют по-разному в разных странах. В определенном смысле города в большей мере вовлечены в глобальные процессы, чем страна в целом. Те страны, где результаты городских школьников хуже результатов сельских школьников, должны найти способ помочь учащимся воспользоваться культурными и социальными преимуществами городской среды, в противном случае качество образования в этих странах будет оставлять желать лучшего.
От министров образования во всем мире я слышал, что вызовы, стоящие перед ними, состоят не в разработке реформ, а в том, как их успешно реализовать на практике. Одна из причин сложности реформирования образования - сам масштаб и количество участников сектора. Каждый был внутри системы образования, у каждого есть свое мнение о ней. Все поддерживают реформы образования, кроме случаев, когда это может затронуть их собственных детей.
Аспекты, важные при реализации реформ в образовании: поддержка целей реформ заинтересованными группами; развитие компетенций сотрудников; адекватное управление на каждом уровне - от местной школы до министерств; использование данных о системе образования; переход от первичных реформ к выстраиванию самонастраивающейся системы с обратной связью на всех уровнях, стимулами для действий и инструментами для развития необходимых компетенций; участие в реформе образования всех правительственных ведомств.
Эффективное руководство - центральный элемент буквально каждого аспекта образования, особенно тогда, когда не достает согласованности и ресурсов.
Как отмечает Майкл Фуллан, эксперт по вопросам реформы образования, программы не масштабируются; масштабировать можно культуру, а культура - это отличительный признак эффективного руководства. Культура означает системность обучения, инновации в масштабе всей системы и целенаправленное сотрудничество, которое может привести к масштабным и постоянным улучшениям.
Для образовательной политики будет важным преодолеть непродуктивную борьбу между силами, ратующими за децентрализацию, и теми, кто нацелен на централизацию школьной системы. Этот спор отвлекает внимание от реального вопроса о том, какие аспекты образования и на каких уровнях образовательной системы управляются наилучшим образом, и от наиважнейшего принципа решения каждой проблемы на возможно более низком уровне системы, когда каждый уровень системы школьного образования постоянно должен задаваться вопросом о том, каким образом он может максимально поддержать учащихся и учителей в их учебной деятельности.
Локальные и региональные структуры часто не имеют достаточных компетенций и ресурсов для реализации государственной политики и синхронизации с ней.
Если мы хотим, чтобы образование развивалось, то необходимо опираться на разные сферы государственной политики. При согласовании действий ведомств из разных отраслей в центре должен быть вопрос, что должны изучить молодые люди, а не как должно быть организовано обучение и кто должен предоставлять эту услугу.
Сравнительный анализ управления школами, проведенный ОЭСР, позволил определить четыре группы взаимосвязанных сфер ответственности руководителя, имеющих важнейшее значение для результатов обучения: поддержка, аттестация и профессиональное развитие учителей, постановка учебных задач и оценивание, помогающие учащимся соответствовать высоким стандартам, стратегическое распределение ресурсов и соотнесение ресурсов с преподаванием, выстраивание партнерских отношений за пределами школы - усиление связи со всеми, кого интересуют успехи и благополучие учащихся.
Ценность обучения как ключевого дифференцирующего фактора будет только увеличиваться, по мере того как распространение цифровых технологий будет стимулировать разукрупнение образовательного контента, процесса аттестации и обучающих методик традиционных школ.
Чем больше гибкости дано системе школьного образования, тем сильнее должна быть государственная политика. Если центральные и местные органы власти будут действовать согласованно, право выбора школы пойдет на пользу всем учащимся.
Когда рыночные механизмы привносятся или распространяются в образовательной системе, роль государственной политики перемещается от контроля качества и эффективности государственных школ к контролю за наличием механизмов управления и контроля, гарантирующих каждому ребенку доступ к качественному образованию.
Расширение автономии школ - общая черта результативных образовательных систем, но эти системы по-разному организуют нормативное регулирование автономии.
Недавнее исследование ОЭСР свидетельствует о необходимости усилить управляющие компетенции и подотчетность школьных советов, повысить прозрачность и обеспечить баланс полномочий между школьным советом и руководством школы.

О диагностиках настоящего и будущего
При разработке тестов мы часто жертвуем валидностью в пользу эффективности, а релевантностью - в пользу надежности. Мы идем на это, потому что это предположительно делает результат более объективным и как следствие снижает риск его опротестования. Некоторые министры образования потеряли работу из-за споров вокруг результатов экзаменов, но немногих критикуют за недостаточную валидность или релевантность тестов.
Тесты будущего должны будут поощрять использование Интернета, чтобы учащиеся могли ознакомиться с современными знаниями, и это не компрометировало бы результаты такого теста.
Учитывая то, что в современном мире в основе инноваций часто лежит обмен знаниями, тесты будущего не должны предполагать дисквалификацию учащегося за взаимодействие с другими учащимися, работающими над тем же заданием. Должен быть найден способ позволить им работать в сотрудничестве.