В Москве активно развивается предпрофессиональное образование, которое направлено на подготовку необходимых городу специалистов. В столичных школах работают медицинские, инженерные, кадетские, академические (научно-технологические) классы. Предпрофессиональное обучение организовано на основе трехсторонних договоров между школами, вузами и перспективными работодателями. На сегодняшний день работа в данном направлении позволяет ученикам осваивать предпрофессиональные компетенции, знакомиться с будущей профессией.
Развитию данных проектов способствовали большие перемены, которые произошли в столичных школах за последние годы. Это изменение инфраструктуры и содержания образования, уровня подготовки учителей.
Предпрофессиональное образование - это практико-ориентированное образование в высокотехнологичных медицинских и инженерных лабораториях, центрах молодежного инновационного творчества, на площадках медицинских и научных организаций и производственных предприятий.
- Предпрофессиональное образование - это интеграция общего и дополнительного образования, - отмечает заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Татьяна Васильева. - Это не только углубленное изучение физики или химии, а именно интеграция знаний и компетенций. Такой подход позволяет сформировать умения, необходимые учащимся в будущей профессии.
Предпрофессиональное образование ориентировано на востребованные в Москве специальности. В предпрофессиональных классах учащиеся осваивают навыки, необходимые любому специалисту. И главное преимущество таких выпускников в том, что они обладают актуальными представлениями о профессиях будущего и владеют современными технологиями.
- Инженерный класс, - считает выпускник инженерного класса школы №354 Даниил, - это совершенно уникальная возможность поработать с вузом, в который планируешь поступать. Я собираюсь поступать в МГТУ имени Н.Э.Баумана, рассматриваю несколько факультетов, но больше всего мечтаю о СМ-7 - робототехнике и мехатронике. Наша школа как раз сотрудничает с этим вузом в проекте инженерных классов. Я прослушал там курс лекций, прошел летнюю практику.
Итогом такого обучения стал предпрофессиональный экзамен. С его помощью оценивают умения и навыки школьников, полученные по программам предпрофессионального обучения. В этом году обучающиеся инженерных и медицинских классов сдавали предпрофессиональный экзамен второй раз, а для академических (научно-технологических) и кадетских классов он проводился впервые. Экзамен состоит из двух частей - теоретической и практической. В ходе теоретической части оценивают междисциплинарные знания. Во время практической части школьники демонстрируют прикладные умения в решении практико-ориентированных задач. Задания разрабатывают преподаватели вузов-партнеров.
Организация работы в тесном взаимодействии школьного и вузовского образования позволяет обучающимся значительно продвинуться в освоении школьных предметов и спецкурсов по выбору. Консультации и мастер-классы, которые проводятся преподавателями вузов для школьников, фокусируют подготовку выпускников на профильных предметах и помогают им оптимально организовать свое учебное время перед серьезными испытаниями.
- Теоретическая часть представляла собой тестирование на компьютере - 16 вопросов, - рассказывает выпускник медицинского класса школы №354 Василий. - Во время практической части мы демонстрировали умение оказывать первую помощь. Я сдал на 80 баллов из 100. Мне это даст дополнительные пять баллов к результатам ЕГЭ.
Предпрофессиональный экзамен 2018 года был особенным, потому что сдать его могли и выпускники школ, не являющихся участницами проекта. Всего предпрофессиональный экзамен сдали 9337 участников из 276 школ. Количество участников по сравнению с прошлым годом увеличилось почти в 4 раза. Выпускники, мотивированные на поступление в престижные вузы, боролись за каждый балл, так как успешная сдача экзамена предполагает дополнительные преимущества при поступлении. По результатам более 2300 обучающихся инженерного и академического профилей прошли это испытание успешно, набрав 61 балл и более из 100 возможных. У выпускников медицинского профиля порог успешности от 70 баллов. 218 участников предпрофессионального экзамена, преодолевших этот порог, получат дополнительные баллы при поступлении в Первый МГМУ имени И.М.Сеченова и РНИМУ имени Н.И.Пирогова.
Второй год подряд школы №1580, 1502 и 1581 находятся в лидерах по количеству обучающихся инженерных классов, показавших высокие результаты. В медицинских классах лидерство сохраняют школы №1950, 1253 и 1535. Помимо предпрофессионального экзамена в столице каждый год проходят научно-практические конференции. На каждой из них ребята презентуют свои проекты, которые они разрабатывали во время учебы в предпрофессиональном классе. За лучшие проекты победители и призеры конференций получают дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры.

Юлия ГОРОШЕНКО, Валентина АНДРЕЕВА