Ценность данного исследования состоит в том, что это совсем сторонний взгляд на столичную образовательную отрасль. Изменения, произошедшие в московском образовании за последние семь лет, заинтересовали ведущую международную консалтинговую компанию BAIN & COMPANY. Именно на ее сайте появился вышеупомянутый отчет (www.bain.com/contentassets/42d97197d2ff438591f2bcb48281f9f8/moscow-education-report_2018_ru.pdf).
Компания BAIN & COMPANY входит наравне с компаниями McKinsey и Boston Consulting Group в тройку крупнейших и наиболее авторитетных стратегических консультантов мира.
В компании работают более 5,5 тысячи специалистов, 56 офисов компании расположены в 37 странах мира, что позволяет проводить исследования глобального масштаба.
Исследование во многом уникально. Помимо анализа изменений и вызвавших их механизмов компания провела сравнение системы образования Москвы с системами образования 19 других мировых мегаполисов по 22 показателям и 3 ключевым направлениям анализа (средний уровень знаний, развитие индивидуальных талантов, цифровизация отрасли). Подобное исследование (сравнение именно городов, а не стран) было проведено впервые. Кроме того, и в Москве, и в мегаполисах через опросы родителей измерялась степень их удовлетворенности сферой образования по различным аспектам.
Приведенные основные выводы из 95‑страничного отчета, повторюсь, - это внешний взгляд на систему столичного образования. Ниже представлены основные его положения, а с полной версией отчета можно ознакомиться на сайте компании BAIN & COMPANY www.bain.com/contentassets/42d97197d2ff438591f2bcb48281f9f8/moscow-education-report_2018_ru.pdf.
Важно отметить, что нижеприведенный текст не пересказ исследования (что подразумевает некую вольность в изложении и оценке событий), а дословное цитирование опубликованного отчета.
Так как же увидели московскую систему образования и ее место в мире международные исследователи?
Будущее мирового образования
Образование остается уникальной отраслью, которая за сотни лет претерпела минимальные изменения и до сих пор сопротивляется глобализации.
Однако грядущие цивилизационные изменения могут нарушить этот статус-кво в ближайшее время:
- digital-технологии и их стремительное проникновение во все сферы жизни;
- быстрая смена востребованных профессий;
- рост продолжительности жизни;
- увеличение социального неравенства;
- конкуренция между городами на глобальном уровне.
При этом в мире не существует единой признанной формулы успеха, системы образования в таких признанных городах - лидерах образовательной отрасли, как, например, Шанхай и Хельсинки, основаны на кардинально разных принципах.
В ближайшие 10‑15 лет рынок труда ждут потрясения, к которым критически важно быть готовым сегодняшним школьникам. Цифровизация может привести к замене 25% рабочих мест к 2030 году, при этом будут создаваться новые профессии, связанные с искусственным интеллектом, дронами и роботами. Сегодняшние школьники выйдут уже на новый рынок труда, поэтому вопрос внедрения новых подходов для развития талантов и навыков остро стоит для всех образовательных систем.
В этой связи основными тенденциями в развитии образования в ближайшие годы должны стать:
- построение индивидуальных образовательных траекторий, выявление интересов и максимальное развитие талантов;
- развитие навыков, необходимых для успешной адаптации к быстроменяющемуся рынку труда, включая самостоятельность в обучении;
- креативность, решение комплексных задач и работа в команде;
- рост фокуса на «STEM» - математику и научно-технические области, с особым акцентом на развитие навыков программирования.
Цифровизация может перераспределить богатство в сторону 20% высококвалифицированных специалистов.
Именно на образование ложится ключевая роль по сокращению социального неравенства в обществе. Первостепенной задачей является обеспечение качественного образования вне зависимости от социально-экономического положения семьи, а также прочих факторов, потенциально влияющих на доступность образования. Необходимо максимально использовать доступные возможности, в том числе новые технологии, для снижения неравного доступа к образованию.

Московское образование в мировом и российском контексте
Сегодня система образования Москвы входит в число передовых на глобальном уровне.
Среди 20 ведущих мегаполисов мира Москва занимает 8‑е место по среднему уровню знаний школьников, 1‑е место по доступности качественного школьного образования, 4‑е место по достижениям сильнейших учеников. Как следствие Москва на 5‑м месте среди 20 мегаполисов по интегральной оценке, учитывающей позиции города по другим параметрам.
Лишь несколько городов мира регулярно готовят победителей международных олимпиад, Москва входит в их число. По достижениям сильнейших учащихся Москва уступает лишь Сингапуру, Сеулу и Токио, но опережает Пекин, Лондон, Гонконг, Париж.
На фоне общего роста результатов России по сравнению с миром Москва продолжает удерживать лидирующие позиции в стране. Опережение особенно заметно на высоких уровнях подготовки: треть самых сильных выпускников в России по математике окончили московскую школу.
За 3 года победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников подготовила 321 школа, более половины школ Москвы демонстрируют успехи на самом высоком уровне.
Сегодня более половины российских победителей и призеров международных олимпиад учатся в московских школах.
Мегаполисы, где проводились исследования, классифицированы на основе анализа среднего уровня знаний учеников, плотности результатов и достижений сильнейших учащихся. Москва отнесена наравне с такими признанными лидерами в образовании, как Сингапур, Шанхай, Хельсинки, в группу городов с передовым образованием. Для этой группы характерны высокий уровень результатов и их высокая плотность.
При этом важно, что заметно сокращаются «отстающие результаты». В 9 раз с 2010 года сократилась доля учеников, не преодолевших минимальный порог по обязательным предметам в рамках ЕГЭ.
Совокупные расходы семей на образование (включают занятия для более углубленного изучения интересующих предметов, кружки дополнительного образования, развитие в различных секциях, студиях) в Москве одни из самых низких среди крупных городов. Финансовая доступность московского образования особенно выделяется по сравнению с другими городами - лидерами по уровню знаний.


Ключевые изменения в финансовой и организационной структуре образования в Москве
В принятых городом решениях превалирует формульный подход с целью исключения субъективизма на уровне Департамента образования и на уровне школ.
Городом реализованы меры по выравниванию стартовых позиций школ для предоставления качественного образования.
С 2011 года Москва внедрила новые финансовые механизмы и поменяла подход к оплате труда:
- новые принципы финансирования школ (финансирование пропорционально числу учащихся, система грантов для школ) - повышение заинтересованности в привлечении учащихся;
- ориентированная на личный вклад система оплаты труда учителей (построение системы оплаты труда, основанной на загрузке учителя и результатах учеников);
- мотивация учителя на достижение учениками высоких результатов, привлечение в сферу образования талантливых специалистов из других отраслей;
- повышение самостоятельности и ответственности директоров (введение системы оплаты труда директоров, основанной на размере учреждения и достигаемых результатах, свобода в распоряжении ресурсами) - мотивация директора на достижение результатов и формирование сильной команды учителей, заинтересованность в привлечении учащихся.
Проведена модернизация системы организации и оценки московских школ:
- создание образовательных комплексов (обмен компетенциями и лучшими практиками, реализация широкого спектра профильных программ в каждой школе и развитие индивидуальных талантов, возможности для дополнительного роста зарплат учителей при сокращении доли административно-хозяйственного персонала, интеграция ресурсов и их более эффективное использование);
- рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников;
- переход от эмоционального сравнения к инструментальному (единая система оценивания деятельности школ по объективным показателям, мотивация на работу по развитию разно­образных талантов и достижений учеников, система грантов мэра Москвы).

Система поощрения
Обеспечивая массовое качество образования, город поощряет и особо высокие результаты. Сегодня школа, директор, учителя и ученики получают вознаграждения/гранты за достижение высоких результатов на олимпиадах разного уровня. Систему материального поощрения сегодня составляют гранты мэра Москвы в сфере образования (20 грантов I степени по 30 млн рублей, 50 грантов II степени по 20 млн рублей, 100 грантов III степени по 10 млн рублей, 50 грантов за создание развивающей среды по 4 млн рублей), премии учащимся - победителям (300 тыс. рублей) и призерам (150 тыс. рублей) заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, премии победителям («золото» - 1 млн рублей) и призерам («серебро» - 500 тыс. рублей, «бронза» - 250 тыс. рублей) международных предметных олимпиад и чемпионатов профессионального мастерства.
Как только ребенок показывает высокие результаты, с ним начинают работать на уровне города: на централизованных городских сборах, в выездных лагерях - на профессиональных семинарах на базе вузов, ведущих школ и Центра педагогического мастерства.
Достижения учащихся на олимпиадах разного уровня влияют на позиции школы в рейтинге образовательных организаций, учитывается как количество победителей и призеров, так и предметный охват.
В Москве особое внимание было уделено повышению заработной платы учителей и престижу учительской профессии. По соотношению зарплаты учителя и средней зарплаты в городе Москва сегодня опережает многие ведущие мегаполисы мира.
Растет и интерес к профессии учителя. Два столичных педагогических вуза не только вошли в двадцатку вузов с наибольшим средним баллом ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные места в 2017 году, но и показали наибольший прирост с 2010 года среднего балла ЕГЭ у поступивших. Благодаря усилиям последних лет все больше успешных выпускников рассматривают педагогическую стезю как сферу применения своих талантов.

Цифровая инфраструктура
За последние годы Москва совершила рывок в развитии цифровой инфраструктуры школ и уже сегодня лидирует по некоторым показателям (цифровые системы контроля входа в школы, возможность удаленно отслеживать успеваемость и расписание). При этом Москве есть куда стремиться. По покрытию wi-fi, оснащенности интерактивными панелями, активному присутствию в сети Интернет московские школы демонстрируют пока еще скромные результаты по сравнению со школами других мегаполисов.
Запущенный в Москве в 2016 году электронный дневник превосходит по функционалу решения в других городах.
Электронный дневник и журнал стали одними из самых успешных цифровых инструментов в московском образовании. Дальнейшее развитие данного инструмента может значительно повысить эффективность онлайн-коммуникации между родителями и школой.
Анализ концепции и содержания Московской электронной школы, сравнение с зарубежными сервисами обмена контентом привели к однозначному выводу об уникальности проекта «МЭШ». Понятия «стандартизированный сценарий урока» в том смысле, какой вкладывается в Москве, у зарубежных коллег нет. К тому же большей частью сервисы являются платными. Москва реализует механизм обмена контентом и опытом учителями, не имеющий прямых аналогов в мире.
Город материально поощряет разработчиков контента и учителей, активно участвующих в развитии проекта «Московская электронная школа».

Предпрофессиональное и дополнительное образование. Интеграция различных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов
За последние годы Москва полностью изменила подход к построению образовательных траекторий. Создана система кружков, способная удовлетворить любой запрос или интерес, - около 80% детей в городе получают дополнительное образование; с 2010 года популярность кружков возросла почти вдвое. Значительно вырос интерес к кружкам технической направленности (робототехника, программирование, прототипирование, моделирование), в таких объединениях заняты более 29% учащихся. По общей вовлеченности детей в дополнительные кружки, секции и клубы Москва находится на уровне мегаполисов - мировых лидеров образования.
Практически все школы Москвы предлагают выбор из трех и более профилей образования на старшей ступени. Сегодня практически в каждой московской школе у учащегося есть возможность выбора программы обучения, соответствующей его интересам и способностям.
С 2013 года реализуется проект по открытию старших классов в структуре вузов (предуниверсарии). В 2015 году были запущены предпрофессиональные классы, объединяющие усилия школ, вузов и профильных предприятий:
- инженерный класс;
- медицинский класс;
- академический класс;
- кадетский класс;
- Московский предуниверсарий;
- Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования.
Гибкая программа и фокус на проектную работу в том числе развивают у учащихся навыки самостоятельности в учебе. За несколько лет участниками проектов стала половина московских школ - ~25 тысяч старшеклассников имеют возможность погрузиться в выбранную специальность до момента выбора вуза.

Профессиональное образование
Среднее профессиональное образование в столице переходит на международные стандарты. Было разработано и внедрено несколько инициатив, направленных на повышение качества, престижности и финансовой эффективности колледжей. Это позволило городу вырваться в лидеры на конкурсах профессионального мастерства. В 2017 году Москва совершила рывок и заняла 1‑е место на международном чемпионате WorldSkills в Абу-Даби. В целом по результатам WorldSkills за период 2013‑2017 гг. Москва занимает 5‑е место в мире, опережая все без исключения европейские и североамериканские города, участвующие в исследовании.

Московское образование: взгляд родителей
При опросе родителей была использована методика «готовности рекомендовать», применяемая уже не одно десятилетие при исследовании лояльности аудитории различных крупных компаний и отраслей. Респонденты выбирают степень своего согласия с задаваемым вопросом по 10‑балльной шкале. Измеряемым показателем является индекс готовности рекомендовать - разница между долей «промоутеров» (респондентов, оценивших свое согласие с вопросом на 9 или 10 баллов) и долей «критиков» (респондентов, чье согласие оценено ими от 0 до 6 баллов).
Хорошие преподаватели, качественное образование и удобство расположения - главные мотивы желания московских родителей рекомендовать школу, где учится ребенок. Готовность рекомендовать школу москвичами, дети которых учатся в профильных классах, более чем в два раза превышает общее значение по городу - широкое распространение профильных классов существенно повышает удовлетворенность родителей. По данному показателю Москва (индекс готовности рекомендовать - 26%) демонстрирует лидирующие позиции среди других мегаполисов.
Большинство родителей учащихся колледжей относятся к «промоутерам» - они ценят возможность быстро освоить профессию, при этом не исключая в дальнейшем продолжения образования в вузе.
Главные критерии выбора школы по всему миру - качество образования и удобное расположение. При этом в Москве удобство расположения школы в приоритете, и среди мегаполисов, где удобство расположения является важнейшим критерием выбора школы, в Москве самое высокое значение доли учащихся, живущих в шаговой доступности от своей школы. И это ситуация осознанного выбора, а не отсутствия альтернативы, 80% учащихся начальной школы учатся в школе «первого выбора», то есть пошли именно туда, куда семья высказала пожелание пойти.
И еще несколько показательных цифр:
- 76% учащихся 7‑11‑х классов учатся или планируют учиться по профильной программе;
- 88% первоклассников учатся в районе своего проживания;
- 93% родителей считают, что уровень качества образования в школе, в которой учится ребенок, находится на среднем или выше среднего уровне по городу.
Последний показатель наглядно демонстрирует успешную реализацию в Москве за последние 7 лет принципа выравнивания по городу качества образования вне зависимости от района проживания и социально-экономического положения семьи.
И неудивительно, что три наиболее часто встречающиеся ассоциации родителей в отношении московской школы, где учится ребенок, - «хорошая», «дружба», «современная». Это ли не платформа для консолидации общества?
Проведенное исследование охватывает гораздо более широкий круг вопросов, выше отражена только его часть.
Что угрожает образовательной отрасли уже в недалеком будущем?
Какая роль отводится образованию в обществе завтра?
Как мегаполисы борются за человеческий капитал?
В чем видится резерв для роста и развития системы образования города Москвы?
Какова позиция Москвы по каждому из 22 показателей сравнения с ведущими мировыми мегаполисами?
Почему зарубежные учителя завидуют российским коллегам?
По каким еще направлениям развития личности, кроме образовательных результатов, Москва лидирует?
Как родители оценивают различные аспекты дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования?
Ответы на эти и другие вопросы можно найти в полном отчете об исследовании, размещенном на сайте компании BAIN & COMPANY.
Именно потому, что данное исследование в полном смысле независимое, глубоко убежден, что его результаты должны стать предметом обсуждения в профессиональной и общественной среде. Результаты Москвы в целом описаны и оценены, а у нас, в нашей школе, тоже так? Лучше, чем в городе, или что-то нужно срочно исправлять? Предоставила ли наша школа своим ученикам и их семьям в полном объеме те возможности, которые школе предоставил город? Эти вопросы должны поставить перед собой педагогические и управляющие советы каждой московской школы.
За каждой из 95 страниц данного исследования результат гигантского труда педагогических коллективов московских школ. Каждый работник внес свою лепту в этот результат. Но у Москвы есть еще большие резервы. И их реализация тоже задача каждого работника системы столичного образования. Да, за последние 7 лет Москва сделала фантастический рывок и вошла в число мировых лидеров образования. Но мир не стоит на месте, развиваются технологии, появляются новые методики обучения. И задача Москвы не только сохранить в условиях глобальной конкуренции свое образовательное лидерство в мире, но и обеспечить мировой уровень образования в каждом районе города.

Александр МОЛОТКОВ,
заместитель руководителя Департамента образования города Москвы