​Андрей КОПЦОВ, директор лицея №22, председатель Совета Клуба директоров Московской области, Воскресенск:
Следите за временем, чтобы обгонять его

По результатам многих международных исследований сингапурская система образования находится в числе лидеров. Именно поэтому задачей этой поездки было посмотреть, чего нам не хватает, для того чтобы также показывать высокие результаты. Кроме того, заочно знакомство Московской области с сингапурскими методиками в образовании уже состоялось. Представители школ Сингапура не раз выступали на семинарах руководителей школ Московской области, которые проходят ежемесячно. У нас были обучены тренеры из числа учителей подмосковных школ. В частности, педагог из моего лицея прошел такое обучение. В Красногорске организовывались трехдневные практические семинары, где выступали руководители сингапурских учебных заведений. В общем, мы уже знали, что такое система образования Сингапура, но нам не хватало очного, визуального, погружения в эту систему.

Практическая ориентация
Нас особенно заинтересовали активные формы работы с детьми и сама структура образования Сингапура. В основе этой структуры лежит практическая ориентация, то есть, как мы говорим, умение применять полученные знания на практике. Теория и практика идут там параллельно. Сама материальная база учебных заведений ориентирована на то, что ребенок, а затем и взрослый будет иметь дело с практической деятельностью.
Я могу вам привести один пример. Мы приезжаем в Политехнический институт. Это что-то сопоставимое с нашим колледжем или техникумом. Приезжаем туда и недоумеваем. Институт находится на втором и третьем этажах, а на первом - супермаркеты, парикмахерские, несколько кафе. Можете себе представить нашу реакцию. Трудно вообразить, чтобы в России вместе с техникумом были бы какие-то бутики. Однако оказалось, что первый этаж заточен под образовательный процесс. Например, есть у сингапурского Политеха специальность «торговое дело» или «парикмахерское дело». Учащиеся по этим программам спускаются на первый этаж и проходят там практику. Понимаете, такая практика не искусственная. Она натуральная, реальная, в естественных условиях. Студенты имеют дело с реальными, настоящими клиентами. Поэтому они не только оттачивают мастерство, но и ответственность несут за свои действия, как полагается. Так же повара отрабатывают свои навыки или, например, те, кто, собирается посвятить свою жизнь автоделу, имеют свою практическую базу. Мы наблюдали, как эти занятия проходят.
Вот эта ориентация на практическую значимость мне в первую очередь показалась важной. Ведь там, где их погружают в реальную практическую деятельность, автоматически решается еще одна проблема - проблема интегрированности разных предметов. Дети, погружаясь в практическую деятельность, просто вынуждены применять знания из разных областей. Это то, к чему и мы стремимся. Когда на уроках физики востребованы знания и по химии и дети могут их применять, возникает понимание, что знания есть не нечто разрозненное, а единое целое знание о нашем общем мире. Так вот, в Сингапуре эта проблема автоматически решается.
Самое ценное в системе образования Сингапура - профориентационная работа. Она там построена очень четко. Каждый ребенок знает, что он рано, уже в седьмом классе, должен принять решение о своем будущем. Понятно, что ему там в этом помогают школа, семья, учителя, психологи, но он сам осознает, какой ответственный выбор делает. Поэтому все до седьмого класса работает на то, чтобы этот выбор был осознанным. Поэтому детей погружают в практическую деятельность, поэтому там целая система дополнительного образования, поэтому в школах масса химических, физических лабораторий. Хотя цифровые лаборатории, которые есть во многих подмосковных школах, дадут фору сингапурским. В этом смысле мы на шаг впереди. Возможно, у российских учителей ниже уровень знаний информационных технологий. Не все они владеют программированием. Учителя же Сингапура понимают, что владение, например, несколькими иностранными языками и программированием - это реальность и это должно быть у любого учителя.

Дошкольное образование
Что же касается дошкольного образования, то тут я в меньшей степени увидел подходы, которые были бы нам нужны и полезны. Даже иной раз мне казалось, что наши подходы более целесообразны. Например, в Сингапуре начальная школа - это с первого по шестой класс. Кстати, такая же система в Финляндии. На вопрос «почему так?» сингапурский ответ состоит в том, что только к седьмому классу дети окончательно готовы поменять условия образования. Речь идет о появлении разных учителей, профессионального ориентирования. Получается, предметы типа географии, физики ведут учителя начальных классов. Представляете, какой уровень интеллекта и эрудированности требуется от этих педагогов?! В этом смысле очень много общего между системой образования Сингапура и Финляндии.

Социальные практики
У каждой школы в Сингапуре есть своя определенная миссия. В этой миссии практически в каждом образовательном учреждении есть слова «лидер» и «лидерство». В местной воспитательной системе очень сильно звучит тема гордости за свою страну и служения Отечеству. Для них это не пустые слова. Готовя людей к жизни в обществе, они ведь чуть ли не с начальных классов проводят социальные практики. Например, дети ухаживают за стариками. Мы были в одном крупном исследовательском центре, где среди прочего есть много аттракционов, связанных с наукой. Большой отсек в этом центре посвящен проблеме стариков. Мне дали ключ и попросили открыть дверь. На мою кисть надели манжет, который стал ее трясти. Мне нужно было, испытывая эту трудность, открыть дверь. Я, конечно, с трудом справился с этим и понял, как тяжело старикам. Что дальше я понимаю? Я понимаю, что им нужна моя помощь. Подобные социальные практики в Сингапуре являются обязательным элементом работы образовательного учреждения.
Когда мы были в Педагогическом университете, нам сказали: «Основное в нашей деятельности - научить использовать в работе с будущими учителями то, что потом они должны будут использовать в работе с учениками». Тогда не встает вопрос, владеет ли интерактивной доской молодой учитель или нет. Это обязанность университета - следить за временем и идти впереди времени.

Татьяна МАЛИННИКОВА, директор лицея №4, Дмитров:
Подготовка учителей


Сингапурская система образования схожа с финской. Это свобода применяемых технологий в классе, доверие учителю, но прежде всего это высокий уровень отбора, подготовки, обучения и сопровождения учителя на протяжении всей его педагогической деятельности. Специальная комиссия отбирает только тридцать процентов учеников выпуска, которые имеют право поступить в педагогический институт. После обучения они еще год стажируются в качестве помощника учителя, и только после этого принимается решение о том, чтобы доверить им самостоятельную работу. Очень интересная система подготовки учителей в институте. Большое внимание уделяется практическим навыкам, навыкам ХХI века. Система повышения квалификации также основана на практическом подходе. Выпускник педагогического института получает методический кейс - папку, где собраны методы, приемы, подходы, нововведения, и эту методическую копилку он пополняет в течение всей жизни.

Разные миссии - разные школы
Если честно, то многие подходы сингапурской системы образования похожи на то, что применялось в советской школе. Например, идеи Выготского нашли отражение в групповых методах работы, которые активно применяют в Сингапуре. Надо отметить, что поскольку само государство небольшое, то и образовательных учреждений, в частности школ, там немного. Во многом именно поэтому в Сингапуре очень сильно развита идея миссии, видения и ценности. Причем в каждой образовательной организации эта идея своя.
Мне было очень интересно ознакомиться с двумя ведущими школами Сингапура - Raffles и Hwa Chong International School. Туда отбирают лучших учеников после окончания начальной школы. Дети проходят государственное тестирование, в результате которого определяется уровень учеников, и только три процента из них поступают в лучшие школы. Идея первой школы - Raffles - это служение государству. То есть в ней, по сути, воспитывают будущих руководителей страны. Таким образом, система построена на том, что вот миссия служения своему государству воспитывается у них с юного возраста. Школа Hwa Chong воспитывает и образовывает будущих ученых. Там очень большая исследовательская работа, большая проектная часть, которая существует в учебных планах и которая видна в лабораториях, где работают дети. С этой школой сотрудничают ведущие ученые мира. Они приезжают, читают лекции, занимаются с учениками. Здесь большие классы, в которых до сорока человек. Учителя работают с головным микрофоном, очень четко организована система групповой работы. Кроме того, в этой школе высокий уровень заданий. Мы посмотрели, например, упражнения по математике в старших классах, и это скорее по сложности первый курс института. Дети абсолютно мотивированы, отлично понимают, что они выполняют в каждый момент, и групповая работа для них совершенно естественна.
Даже выходя на перемену, переходя из одной аудитории в другую, школьники могут найти много мест, где они также могут поработать, выполнить какие-то задания, пообщаться, решая любые проблемы. Очень много свободного пространства, в котором дети могут продолжать обучающий процесс без привязки к кабинету.

Навыки ХХI века
В Сингапуре система образования построена на формировании навыков ХХI века. Если мы говорим о коммуникации, то это билингвальность. У них с детского сада изучают два иностранных языка - английский и китайский. Если мы говорим о коллаборативности, это, конечно, групповая и исследовательская работа на уроке, которая заставляет их уметь общаться с совершенно разными людьми. Мне, например, очень понравилась такая небольшая картинка в Hwa Chong. Мы проходим по территории школы и видим мальчика в инвалидной коляске, который выполняет какое-то задание. К нему подходят ребята, спрашивают, что у него происходит, они вместе решают задание, а потом они уходят. То есть ребенок полностью адаптирован в этом процессе, потому что у него сильно развита система коллаборативных навыков.
Кроме того, в Сингапуре во всех учебных заведениях помимо образовательных ценностей всегда есть ценности, которые касаются сопереживания, приятия и общения.