Об учителях
Сегодня учитель имеет очень много обязанностей и очень мало прав. Нужно, чтобы этот перекос был устранен.
Учитель - это человек, которому важно признание. Если у учителя нет признания, то он всего лишь учитель по должности, по названию своей профессии. Но не учитель по состоянию души.
Если учитель, получив образование, придя на работу, постоянно в дальнейшем повышает квалификацию и занимается самообразованием, это и есть подтверждение его аттестации. Без повышения квалификации учителя невозможен его дальнейший рост. Повышение квалификации должно быть модульным, должно удовлетворять интересы и самого учителя, и школы, в которой он работает, и согласовываться с миссией, которую выполняет его школа. Вот тогда мы и получим того учителя, который нужен детям.
Я абсолютно согласна с утверждением, что учитель - так считают в Финляндии и Сингапуре - это создатель нации. Если он создает нацию, то он должен быть высококвалифицированным, у него должен быть высочайший статус, и он должен понимать, ради какой цели трудится.

О вызовах
В школах увеличивается количество детей с нерусским языком. Как быть с этими детьми? Как учить их? Как помочь им адаптироваться к новой среде? Как сделать так, чтобы Россия стала для них не просто новой страной проживания, а второй Родиной? Это комплексная проблема. Ее нельзя решить отдельно в одном классе, в одной школе, в одном субъекте. Должна быть четко сформулированная государственная образовательная политика в этом направлении.
Что самое важное в обучении? Вопросы, которые задает ученик. Во время урока и после него. Если вопросов не было, значит, то, что говорил учитель, что обсуждалось, не понял никто, урок прошел впустую.
Я понимаю, что одному учителю организовать работу так, чтобы был задействован каждый ученик, очень сложно. Но образовательная программа должна быть такой, чтобы учитель имел свободу в методиках и технологиях проведения своего урока. Мы должны не ограничивать его, а, наоборот, расширять рамки его профессиональной свободы. Важен результат, а какими способами, инструментами, учебниками и пособиями он его добьется - его дело. Такой свободе надо учить, ее надо прививать. Несвободный учитель не сможет воспитать свободного ученика, умеющего формулировать свою собственную точку зрения и аргументированно ее отстаивать, умеющего сотрудничать с другими в решении сложных задач с неопределенными условиями. И здесь надо вернуться к началу начал - к системе педагогического образования. Если не изменится система педагогического образования, мы не сможем ничего изменить в школе.

О цифровой школе
Скорость происходящего вокруг нас сумасшедшая. На наших глазах одни профессии уходят из жизни, другие кардинально меняются, третьи только появляются. Мы не ожидаем будущего. Мы уже живем в будущем, в мире неопределенности, где главными становятся задачи типа, как любит говорить Александр Григорьевич Асмолов, «пойди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что».
Мы не просто должны быть готовы к этому вызову, мы должны работать на опережение. Все считают, что если у учителя в классе стоит электронное оборудование и он использует его во время уроков, то этим он и создает цифровую среду. Это явное заблуждение. Результат образования, а точнее, сумма двух результатов - обучения и воспитания, они ведь неразрывны, так, по крайней мере, должно быть - измеряется не количеством техники в классе, а качеством ее использования.
Сегодня даже тот ученик, который только пришел в школу, уже прекрасно ориентируется в цифровом мире, ему там комфортно, именно оттуда он черпает большинство информации. Наша задача и простая, и сложная одновременно - мы должны обезопасить ребенка в сети Интернет, научить его правильно ориентироваться в информационных потоках, помочь ему избежать ловушек, которые расставлены в сетях на каждом шагу. И еще мы должны сделать так, чтобы ребенок понял, что, несмотря на все возрастающие возможности информационно-коммуникационных технологий, общения в сетях, онлайн-жизнь никогда не заменит глубины живого общения, эмоций и потрясений, возникающих в результате этого общения.
Мы должны всегда помнить, что учитель, школа и родители по сути своей консервативные институты. Они сопротивляются любым происходящим изменениям. Безусловно, «цифра» не может заменить живого общения между учителем и учеником. Нужно стремиться к золотой середине - умело сочетать живое общение и цифровой мир.
Не должно быть резкого контраста между тем, что есть в школе, и тем, что есть в мире, куда попадает ребенок, покидая пределы школы. Итог может быть печальным: ученик окажется невостребованным, перед ним возникнет барьер или сразу несколько барьеров, которые ему будет очень сложно преодолеть. При этом важно помнить, что дети должны уметь сами делать свой выбор, отвечать за свои поступки и их последствия. Школа может и должна им помочь научиться правильно выбирать из огромного многообразия различных вариантов.

Об астрономии
В подмосковных школах астрономия преподавалась всегда. Это и неудивительно для нашего региона, где расположены основные наукограды и предприятия, связанные с космической отраслью. Мы гордимся тем, что в городе Королеве ежегодно проходит Международная космическая олимпиада школьников.
Астрофизик Стивен Хокинг - один из самых читаемых авторов в мире, а его «Мир в ореховой скорлупке» дает нам совершенно новое представление о том, что такое Вселенная, как она устроена, есть ли миры, похожие на наши, и сможем ли мы когда-нибудь их достичь. Эти вопросы интересуют практически всех подростков, да и взрослых тоже. Вот почему никто в стране не протестовал против введения или, скажем так, восстановления прав астрономии быть частью школьной программы. У нас в Московской области есть школы, где астрономия всегда оставалась и остается учебным предметом, есть школы, где она преподается элективным курсом. Астрономия - очень наглядный предмет. Чтобы учащиеся не потеряли к ней интереса, должны быть учебники нового поколения и соответствующее оборудование в классе.

О «Драфте»
Ежегодно в школы Подмосковья приходит от 800 до 1200 молодых учителей. Но наш приоритет не количество молодых специалистов, а качество их подготовки. Недавно мы запустили новый проект «Драфт». Его основой является практически уже созданная региональная система рейтингования выпускников педагогических вузов, базирующаяся на учебных, научных и общественных достижениях бывших студентов. Теперь директора борются за привлечение в свои школы самых лучших. Довольны и выпускники: они могут не только выбирать себе лучшие образовательные организации, но им еще предлагаются и различные бонусы в виде предоставления служебного жилья и доплаты от муниципалитетов.
Нас очень радует тот факт, что не менее 90 процентов молодых педагогов, пришедших в школу, остаются там работать. В прошлом году губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев принял решение о выплате каждому молодому специалисту из областного бюджета подъемных в размере 150000 рублей каждому. Выплаты производятся в два этапа: 50 тысяч рублей при приеме на работу, 100 тысяч по окончании второго года работы. С этого года на 5 тысяч увеличится и ежемесячная доплата молодым специалистам, теперь она будет составлять уже 6 тысяч рублей.
В этом году впервые в Подмосковье увеличивается зарплата за функцию классного руководителя. С первого сентября по поручению губернатора выплата составит 6 тысяч рублей вместо 1 тысячи, как это было раньше.
По программе губернатора «Социальная ипотека» у нас 50 учителей в этом году получают жилье. Мы, отбирая претендентов, смотрели на их квалификацию, образование, достижения, на умение, способность и желание работать в Московской области. С этого года программа действует и для воспитателей детских садов. В рамках этой программы государство выплачивает первоначальный взнос и полную стоимость жилплощади по ипотеке, специалисту же остается только гасить проценты по кредиту.

Об оценках
В каждой стране своя система оценок. Вопрос не в том, по какой шкале мы оцениваем достижения ребенка, а в том, что мы оцениваем. Для нас в Московской области важен результат, который показывал бы изменения в качестве знаний ученика на входе и выходе из четверти, из учебного года, из школы.
Ребенок должен видеть конкретное выражение своей успешности, пусть минимальное, пусть в один балл, но он должен знать, что у него произошел сдвиг в положительную сторону. Вот тогда и будет включаться азарт, та самая важная мотивация, которая гаснет после разочарованного «снова тройка, как ни старайся».
Система оценивания должна, с одной стороны, помогать ребенку обретать уверенность в себе, а с другой - научить его самокритично себя оценивать.
У ученика могут быть низкие баллы, оценки. По разным причинам. Но они ни в каком случае не должны стать поводом для ярлыка. Их надо воспринимать как объективное отражение уровня знаний или качества ответов ученика, как сигнал для учителя, в каком направлении надо поработать с этим ребенком, чтобы убрать возникшие лакуны.
И, безусловно, любая оценка должна быть объективной и прозрачной, понятной ученику и родителю.

О мусоре
С первого января следующего года по поручению нашего губернатора Андрея Юрьевича Воробьева Подмосковье полностью перейдет на раздельный сбор отходов. Заменой контейнеров и приобретением мусоровозов для раздельного сбора будут заниматься региональные операторы, которые уже определены на конкурсной основе. В связи с этим с нового учебного года в подмосковных школах будут раз в месяц проходить уроки, на которых учащихся научат раздельному сбору мусора. Ранее в Подмосковье жители выбрали синий цвет для оформления контейнеров и мусоровозов, предназначенных для сухих отходов (стекло, бумага, пластик, металл), которые отправятся на переработку и производство новых товаров. Серый цвет выбрали под смешанные отходы, которые будут вывезены на крупные комплексы для дальнейшей сортировки и обезвреживания.

О Сингапуре
Эксперты посчитали, что за 11 лет учебы в школе примерно 12 тысяч часов ученики отдают школьным урокам - по 40 минут на каждом уроке. Результат их далеко отсрочен, его мы узнаем только через годы. Но не было ли потрачено время зря? Ведь время - это один из важных, но невосполнимых ресурсов. Чтобы наши школы были школами эффективного лидерства, а не потерянного времени, мы находимся вместе с коллегами в постоянном поиске новых идей, новых технологий, нового интересного опыта.
При серьезной поддержке нашего губернатора мы изучили опыт, достижения ведущих систем образования мира: Финляндии, Сингапура, Великобритании и других стран.
На одном из наших семинаров спикеры неоднократно в своих выступлениях приводили примеры одной из лучших в мире государственной системы образования Сингапура.
Маленькое, но удивительное государство, которое обрело независимость в 1965 году. Чуть более чем за 50 лет страна стала одним из мировых экономических лидеров, где сегодня один из самых высоких уровней жизни.  В 2016 году Сингапур занял первую строчку рейтинга умных городов по версии Juniper Research. Сингапурский лидер XX века - один из авторов «сингапурского экономического чуда» - Ли Куан Ю однажды сказал: «Чтобы выжить, Сингапур должен быть экстраординарным государством. Если мы будем обычными, нас просто не станет».
Самая молодая система образования в мире. Практика в Кембридже и бесплатное финансирование на образование от крупных инвесторов мира. Образование в этой стране дает возможность каждому идти в ногу с мировой экономикой.
Задавшись вопросом, какие же необходимы перемены в образовании XXI века, чтобы быть заметным экстраординарным государством, мы решили искать ответ у самих сингапурцев, пригласив на один из наших семинаров генерального секретаря Профсоюза учителей Сингапура, исполнительного директора компании Educare International Consultancy Майка Тирумана, одной из самых успешных компаний, действующих в образовательном пространстве мира.
Это компания, которая сумела тщательно отобрать самые яркие достижения в развитии образования мирового уровня и создать действенную технологию их передачи педагогам. 18 февраля 2018 года мы заключили договор с этой компанией.
Тренеры Educare оказали в рамках соглашения методическую и психологическую помощь подмосковным учителям во время проведения тренингов, выделили их преимущества и зоны развития, оценили их навыки работы со взрослой аудиторией, педагогическое мастерство и необходимые знания и умения. Учителя, прошедшие обучение, стали сертифицированными тренерами Educare в Подмосковье и сейчас продолжают тренинги с подмосковными педагогами.
Например, в августе в Балашихе прошел один из таких тренингов по формированию управленческих профессиональных компетенций, позволяющих реализовывать стратегические задачи системы образования, для руководителей и педагогов школ.
Цели образования в Подмосковье и цели в сфере образования Сингапура совпадают: это важность и приоритет каждого ученика, уверенность в будущем, соответствие устремлениям учащихся, уверенность в них и развитие их потенциала, от этого зависит будущее региона, его экономики.
В мае 2018 года на семинаре для директоров школ Подмосковья выступил доктор Хон Чию Венг, работающий директором независимой школы в Сингапуре для одаренных детей и подростков, где каждый ребенок работает по уникальному учебному плану, разработанному при участии известных специалистов в области образования, где акцент сделан на креативность, академическую успешность и развитие лидерских навыков учеников. Благодаря особому вниманию губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева директора подмосковных школ, руководители муниципальных органов управления образованием уже в июле этого года имели возможность побывать в Сингапуре и воочию увидеть, чем живет Hwa Chong Institution.
Делегация Московской области в рамках стажировки в Сингапуре изучила опыт не только этого учреждения, но и Национального университета образования в Сингапуре, где увидела современные технологии во всем - от отбора абитуриентов до их сопровождения после трудоустройства, Сингапурской академии повышения квалификации учителей, девиз работы которой «Вести, заботиться, вдохновлять», посмотрела государственные школы, в каждой было очевидным единство ценностей и выбранной миссии во всем образовательном процессе. Нам важно было увидеть и систему профессионального образования Сингапура, которая дает возможность обучения в реальных условиях, их создают работодатели. Ключевые слова подготовки рабочих кадров «руками, умом и сердцем - надежность, скромность, деятельность» - суть работы и наших подмосковных колледжей и техникумов, студенты которых в этом году завоевали «бронзу» в финале VI национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), который прошел в августе в Южно-Сахалинске. Задача - из простого студента сделать профессионала. Единое образовательное пространство и простота решений в учебном процессе - это созвучно с тем, чем живет образование Подмосковья.
По итогам поездки в Сингапур каждый из ее участников ответил на вопросы: «Зачем я посетил Сингапур? Что новое увидел? Какой опыт интересен? Что смогу применить в своей работе? Чем поделюсь с коллегами?» Каждый нашел ответ на свой вопрос.
Такие стажировочные программы позволяют педагогам и руководителям не только повысить уровень квалификации, но и определить перспективы развития учреждения, не просто изучить опыт, специфику системы изнутри, расширить горизонты кругозора, но и с другой стороны посмотреть на свои школы, другими глазами, по-новому взглянуть на хорошо известные вещи, переформатировать сознание и восприятие.
Системы образования Сингапура и Подмосковья имеют свои особенности и отличия, но обе не стоят на месте, развиваются и совершенствуются, стремясь к лучшему будущему наших детей. Это очень насыщенное и результативное погружение в одну из передовых систем образования. Все лучшие практики Сингапура либо уже реализуются в Московской области, либо завтра станут новым положительным опытом. Образование - это реальный приоритет в нашем регионе!
Научить учиться может тот, кто сам учится всю жизнь. Каждый новый день, каждый урок для педагога - это шаг вперед вместе с учеником и его родителями, шаг в будущее, поэтому мы продолжаем учиться, ставя для себя амбиционные, но вполне достижимые цели - дать качественное образование каждому ученику, студенту, и это созвучно с задачами, поставленными руководством страны и Московской области.
В новом учебном году мы продолжим работу в этом направлении.

О новых школах

В рамках государственной программы образования Московской области в период с 2018 по 2020 год будет построено около 200 школ в соответствии с современными требованиями по оснащению средствами обучения и воспитания. На это в бюджете предусмотрено свыше 123 миллиардов рублей. В первую очередь под эту программу попадают образовательные учреждения, где есть вторая смена. В этом случае, чтобы увеличилось количество мест, если территория школы позволяет, строят еще одно здание либо пристройку. Конечно, процесс движется намного быстрее на новых участках, где не нужно ничего перестраивать. В этом году к первому сентября в области откроется девять новых школ и восемь детских садов. Они построены в муниципалитетах, где количество обучающихся в последние годы значительно увеличилось, - в Химках, Балашихе, Люберцах, Красногорске, Наро-Фоминском городском округе.
По нашим подсчетам, количество обучающихся школьников по сравнению с прошлым годом возрастет на 41 тысячу, количество воспитанников детских садов - на 15 тысяч, количество обучающихся в системе среднего профессионального образования - на 5 тысяч, а общее количество всех обучающихся составит 1,59 миллиона человек.