Малая академия наук «Интеллект будущего» уже не первый год рассматривает эту тему, выстраивая на педагогических форумах «дорожные карты», приглашая экспертов, чтобы всем вместе понять, что же и как делать сейчас, чтобы дети и родители были благодарны нам через 10‑15 лет.
Эксперты говорят о том, что наметились следующие тенденции, которые надо воплощать в жизнь:
1. Необходимо создавать обогащенную развивающую среду, причем ребенок должен находиться в самых разнообразных средах, чтобы научиться быстро реагировать на изменения, принимать новые роли, кооперироваться и работать в команде.
2. Для ребенка и для педагога должна быть выстроена система, которая предполагает большой выбор программ, направлений, профилей, способов обучения, вариантов прохождения спецкурсов, дистанционных или очных форм образования и т. д.
3. Мультиязычность, мультикультурность - не только изучение нескольких базовых языков, но и знакомство с культурой других народов.
4. Разновозрастное общение и обучение. Двенадцатилетние не воспитают двенадцатилетних, нужно общение с разными возрастами, причем не просто стихийное общение, а построенное на деловом сотрудничестве.
5. Образование - это не только дело педагогов, но и всех граждан страны, поэтому необходимо привлечение к внеучебной деятельности самых разных слоев населения.
6. Отдельной строкой можно сказать о формировании способности к нестандартному мышлению: как получить максимальный эффект при минимальных затратах.
Каждый педагог подумает, что реализовать все это в рамках школы практически невозможно. И будет прав. Здесь тоже нужен выход за рамки. В данном случае Малая академия наук «Интеллект будущего» выступает как центр, куда стекаются педагогические инновации, где школьники и учителя из всех регионов России могут общаться, обмениваться опытом и видением перспектив развития, где опыт соседствует с молодым задором, где сливаются традиции севера и юга, и все это объединено в единую образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России». Программа предоставляет широкий выбор направлений и проектов (более 100 заочных конкурсов, более 40 очных проектов) для всех возрастов.
И еще одно важное направление развивает МАН - это привлечение родителей. Мы за то, чтобы конкурсные работы обсуждались в семье, чтобы были найдены множественные варианты ответов, чтобы и сослуживцы родителей ломали головы над каверзными вопросами, а потом дружно радовались найденному ответу.
Новый учебный год так близко! Будущее стремительно врывается в настоящее. Удачи всем! И давайте сотрудничать!

Татьяна ЛЯШКО, директор образовательных программ Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», Обнинск