Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
- Учителя в наших опросах отмечают, что на неформальное выполнение обязанностей классного руководителя они тратят до 30‑36 часов в неделю, иногда больше. При этом оплата несопоставимо мала по сравнению с тем, сколько сил уходит на выполнение работы. Многие отмечают, что классное руководство - это круглосуточная работа без праздников и выходных. В некоторых школах классное руководство оказывается крайне непривлекательной и низкооплачиваемой обязанностью, которую нередко навязывают молодым педагогам. Подход к назначению классного руководителя не может быть формальным. Поэтому, когда мы говорим о необходимой оплате труда, нужно сначала определить функционал и время, необходимое на выполнение этих обязанностей. Нередко учителя признаются, что оплата классного руководства в их школе вообще не предусмотрена. Об этом сообщил педагог из Псковской области. Другие говорят о крайне низких выплатах: 860 рублей - в Чувашской Республике, 560 рублей - в Архангельской области, 1530 рублей - в Ярославской области. Сегодня каждая школа может самостоятельно определить размер доплаты за классное руководство, а нужно двигаться к прозрачной и понятной системе оплаты труда учителя.

Н.Н., директор школы, Брянск:
- Если есть финансовая возможность в образовательной организации, то доплата за классное руководство должна составлять около 30% от оклада. Мы в школе платим классному руководителю за каждого ученика фиксированную сумму - приблизительно 174 рубля в месяц. Если в классе 10 человек, то доплата составляет 1740 рублей. Работу классного руководителя в школе заменить или отменить невозможно! Тревожит то, что у нас в стране финансы в основном выделяются на учебную деятельность, а на воспитательную - нет. Образовательный стандарт в стране един, как и спрос за его невыполнение, а вот зарплата не только в разных регионах, но даже в соседних районах одного региона отличается. Мне в этом плане больше нравилась Единая тарифная сетка.
Эмилия СЛАБУНОВА, политик, в прошлом директор лицея №1 Петрозаводска, Карелия:
- Важно, чтобы такие решения принимались не под губернаторские выборы и не в единичных регионах. В абсолютном большинстве регионов и бюджеты плачевны, и приоритеты власти иные. От классного руководителя зависят и самочувствие ребенка в школе, и воспитание, и атмосфера в классе, и взаимоотношения школы с семьей. Именно поэтому и оплата за классное руководство должна быть достойной. Я считаю, что в размере не менее 30% от оклада педагога. Сделать это нужно на уровне государственного решения и как можно быстрее.

О.В., учитель иностранного языка, классный руководитель, Петрозаводск, Карелия:
- До 2014 года в Карелии платили тысячу из республиканских денег за классное руководство. Четыре последних года вознаграждение за работу классных руководителей возложено на администрацию школ. Образовательная организация, в которой есть стимулирующий фонд и соответственно возможность платить, оплачивает работу в той мере, в которой считает нужным. Если в школе нет денег, то и оплаты классному руководителю нет. Выполняя одинаковый объем работы, педагоги находятся в неравных условиях труда даже в одном городе!

Ирина Т., мама пятиклассника, менеджер, Великий Новгород:
- Доплата за классное руководство должна быть дифференцирована. В школе №14 Великого Новгорода есть классный руководитель Маргарита Лихачева. Она ходит с детьми в походы, занимается поисковой деятельностью. Таким классным руководителям, на мой взгляд, нужно выплачивать 6‑10 тысяч рублей. В классе, где учится мой ребенок, классный руководитель пассивен, проводит только классные часы, используя их в организационных целях. Таким классным руководителям можно выплачивать 500‑1000 рублей. Кто должен определять размер доплаты за классное руководство? Думаю, дети! Тайным голосованием. Все ведь зарегистрированы на портале Дневник.ру, и голос ребенка можно использовать с каждой личной странички один раз.
Ксения К., учитель-предметник общеобразовательной школы одного из северных районов Карелии:
- Доплату за классное руководство у нас пока еще не сняли, но она незначительная. Сумма зависит от количества человек в классе и обычно не превышает 1500 рублей, в случае если класс большой. У меня она обычно составляет около тысячи рублей. Этого недостаточно, ведь классное руководство занимает много свободного времени. А расходы на мобильную связь? Учитель явно остается в минусе. В связи с этим многие коллеги стараются избегать назначения на эту должность. Существенное повышение доплаты решило бы эту проблему.

Татьяна Л., учитель химии, Воронежская область:
- Остается только с завистью сказать: москвичам в очередной раз повезло. На протяжении нескольких лет сумма моей заработной платы не меняется. За 18 часов и первую квалификационную категорию учитель в сельском районе нашей области получает около 10 тысяч рублей. Примерно 11‑12 тысяч получает предметник с высшей категорией. Вот такой оклад за одну ставку. Прожить на такую зарплату невозможно, поэтому нам добавляют, например, за классное руководство. Это большой труд, дополнительная нагрузка и огромная ответственность. Но когда-то все это оценили аж в одну тысячу рублей, при этом чистыми после вычета налога на деле сумма составила 870 рублей. С тех пор ничего не меняется! Эта тысяча просто вошла в оклад, стала некоей постоянной величиной, которая автоматически плюсуется к моей «десятке». И будто никто не помнит, что изначально обещали, что эта доплата будет за 25 учеников в классе, а потом за каждого ребенка дополнительно будут выплачивать, то есть прибавлять, еще по 40 рублей.

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования города Череповца, Вологодская область:
- Разрыв в оплате труда педагогов в регионах увеличивается. Классное руководство - отдельный вид работы. Потому было бы вполне логичным начислять за эту работу отдельную ставку, а в идеале эту работу должен выполнять отдельный педагог. Работа классным руководителем не входит в должностные обязанности учителя и должна оформляться дополнительным соглашением к основному трудовому договору. Учитель имеет право от нее отказаться. Многие педагоги так и поступают. Основные причины - нежелание брать на себя дополнительную нагрузку и копеечная оплата. Осуждать педагогов за это нельзя, так как большая часть из них и так вынуждены работать со значительными перегрузками, на полторы и более ставки.