Мне было любопытно и в то же время трудно. Тема 2017 года - «Любит - не любит» - предполагала, что участники будут рассуждать о том, почему одних педагогов буквально обожают, а других - наоборот. В этом-то и была вся прелесть конкурса: высказаться на заданную тему мог каждый, и каждому это могло быть интересно (и мне тоже, хотя я не педагог, а журналист). Но я не знала, чего ждут от меня члены жюри и по совместительству мои будущие коллеги. Хотят ли они пошагового рецепта идеального учителя или историю о реальных педагогах, которые были для меня примерами для подражания или являлись антигероями из-за манеры преподавания или скверного характера. Поэтому у меня получилось что-то среднее.
Не знала я и того, совпадет ли мое мнение об эссе нескольких конкурсантов, которые мне дали проверить и оценить, с мнением реальных судей. Впрочем, оценивать других, как это обычно бывает, было проще. Вероятно, еще и потому, что, глядя на свое творение, ты близорук (слишком уж долго в нем «варился» и пестовал его), а вот на чужие работы можешь здраво посмотреть со стороны.
И я поняла, что же действительно трогает меня саму не как автора, а как читателя. Здорово, когда автор не боится говорить и не стесняется своего мнения и чувств, не прячется за общими фразами и всем известными цитатами. Интересно, когда человек не повторяет прописные истины, не использует «общие места», а говорит конкретно и по существу, вплетает в текст только ему известные красочные детали.
Например, победитель 2017 года Юлия Алешкевич, учитель английского языка из минской школы №152, рассказала о своей бабушке и тех моментах из детства, когда приходила к ней на работу или наблюдала за ней дома во время проверки домашних заданий. Юлия вспомнила, как тяжело бабушке давалось выставление плохих оценок и как не любила она красную ручку. Вспомнила и о том, как бабушка приносила что-либо на урок: делилась с учениками книгами, угощала их конфетами или читала им вслух впечатлившие фразы, которые записывала на клочке бумаги своим идеальным почерком.
Потом, когда я уже стала не соискателем на должность, а полноценным сотрудником информационного отдела, мне доверили проверить все призовые работы «Педстарта» и еще более десятка других, которые недотянули до призового места, но тоже оказались хорошими. Их мы затем включили в сборник лучших работ. И тогда я ознакомилась с текстом другой белорусской учительницы - призером «Педстарта» - Анастасии Петроченко. Это эссе тоже осталось у меня в памяти. Ее сочинение было о ней самой - о той Насте, которая младше нынешней на много лет. Анастасия оказала доверие читателям и рассказала, как горько ей было, когда отец так и не приехал, чтобы забрать ее из детского дома, и не узнал, как она готовилась к его приезду, нарядившись в самое красивое платье. И как ее новая учительница Нонна Ивановна вдруг сказала ей: «Ты очень нужна мне, я всегда буду рядом…» и впоследствии стала для нее настоящей мамой.
Для участников «Педстарта»-2018 (а это юбилейный «Педстарт» - десятый по счету) я буду уже куратором конкурса и вместе с другими членами жюри прочитаю абсолютно все работы, которые придут на мою почту.
В этом году мы выбрали такую тему: «Школа 2025. Время менять и меняться». Нетрудно догадаться, что в работах конкурсантов мы будем ждать их мысли о Стратегии развития столичного образования до 2025 года.
И теперь я бы хотела обратиться к тем, кто решит присоединиться к «Педстарту» и напишет для нас свое эссе. Дорогие друзья, творите! Придерживайтесь общей темы, но не ограничивайтесь ею. Не бойтесь высказывать свое мнение о ближайшем будущем московского образования, ведь именно вам в новых школах работать, а вашим детям - учиться.
Сомневайтесь и делайте замечания, обращайте наше внимание на сильные стороны проекта «Стратегия-2025» и хвалите то, что считаете нужным. Вообразите себе альтернативную стратегию и представьте, какую роль вы будете в ней играть… А может быть, вы придумаете иной способ раскрытия этой темы, который затмит наши предложения.
Наш конкурс для молодых педагогов до 30 лет (включительно) со стажем работы не более трех лет, а также студентов образовательных учреждений педагогического профиля. Победители прошлых лет в нем не участвуют.
Жанр творческой работы может быть любым, а предпочтительный объем текста - от 4000 до 8000 знаков. Мы будем ждать ваши сочинения до 10 октября, присылайте их по адресу: BrilliantovaKV@mgoprof.ru. Перед текстом обязательно укажите ФИО полностью, место работы и должность, округ Москвы, в котором расположено ваше образовательное учреждение; дату рождения, стаж работы, название вуза и год его окончания, являетесь ли вы членом профсоюза, e-mail, номер мобильного телефона.
Подробнее об условиях участия читайте в Положении на сайте mgoprof.ru («Документы» → «Постановления Президиума МГО Профсоюза»).
Старт дан!

Ксения БРИЛЛИАНТОВА, главный специалист информационного отдела МГО профсоюза