Совершенно очевидно, что одна из основных мотиваций сотрудников - материальная. Ни для кого не секрет, что наши коллеги, будь то учитель, воспитатель или директор школы, сегодня прагматичные люди. Поэтому сейчас, приходя в профсоюз, человек в первую очередь спрашивает: «А что я буду иметь, вступив в него?» Ведь параллельно с правами у него появятся и обязанности: чтобы быть членом профсоюза, необходимо делать отчисления в размере 1% от заработной платы.
Тема мотивации профсоюзного членства и роста численности профсоюзных организаций занимает одно из первых мест по своей остроте и дискуссионности. Статус общественной организации дает возможность профессиональным союзам поставить себя в равное положение с органами власти и работодателями. Основным преимуществом профсоюзов в данном случае становится численность его членов: чем их больше и чем сплоченнее члены профсоюза, тем больше у них шансов привлечь внимание к своим проблемам не только работодателей, но и органов власти. Нашим профсоюзным организациям приходится решать целый спектр задач, касающихся как защиты социально-трудовых прав и интересов работников, так и создания материальной и моральной заинтересованности педагогов в профсоюзном членстве.
А что же нужно для повышения численности профсоюзной организации? Как достичь стопроцентного членства? Что нам мешает и что может помочь в решении этой непростой задачи?
Среди важных причин, которые влияют на членство, - неспособность еще многих лидеров профсоюзных комитетов в новых рыночных условиях защитить своего члена профсоюза, когда возникает необходимость, а в целом ряде случаев - их пассивность при выполнении своих обязанностей, безучастность к судьбам рядовых членов профсоюза. Нарекания вызывают стиль и методы работы председателей первичек.
Сегодня Профсоюз образования занимается многими вопросами, напрямую связанными с улучшением жизни педагогических работников. Это кадры и аттестация работников, заработная плата, гарантии и льготы, социальное партнерство, спорт, отдых и многое другое.
Говоря о повышении профсоюзного членства нельзя не сказать о взаимодействии между профкомом и руководителем образовательной организации. Очевидно одно - профсоюзная организация является неплохим рычагом воздействия как на работодателя, так и на работника. Казалось бы, руководители образовательных учреждений должны видеть в лице профсоюза помощника во многих вопросах, ведь конечной целью и тех и других является улучшение условий труда сотрудников.
Также нельзя забывать, что главное в работе профкома по защите интересов работников - принципиальная позиция. Не все профсоюзные организации и председатели первичек ее придерживаются. К сожалению, часто профсоюзный актив совершает две серьезные ошибки. Первая - когда профком во всем идет на поводу у руководителя, соглашаясь со всеми его решениями, боясь ему возразить, забывая о том, что в первую очередь он защищает интересы своих работников. Такая позиция подрывает авторитет профсоюзной организации. Нужен ли такой профком работникам? Ответ очевиден: разумеется, нет. Отсюда возникает недоверие работников, и о повышении профсоюзного членства не может быть и речи. Вторая ошибка - заботясь о работниках, профком во всем идет на конфронтацию с руководителем, подвергая сомнению все его решения, порой законные, пытаясь предъявить ему необоснованные претензии. Может ли это способствовать улучшению положения работников? Вряд ли. К сожалению, профсоюзные организации пока не выполняют значительных функций и не имеют серьезного веса в трудовых коллективах и в обществе, редко берут на себя роль буфера между сотрудниками и работодателями по отстаиванию интересов работников.
Что следует из всего сказанного? Вывод достаточно прост. Профсоюз силен своей численностью, организованностью и активностью. Профсоюзные организации обязаны взаимодействовать с работодателями по социально-экономическим и трудовым вопросам в интересах членов профсоюза. Именно профсоюзные комитеты должны быть инициаторами и использовать весь арсенал методов для укрепления этого взаимодействия. Чем лучше будет налажено взаимодействие, тем лучше и для коллектива, и для руководителя. Возможно, это в большинстве организаций уже есть, а где-то будет, и в итоге работники получат больше льгот и гарантий и реально ощутят преимущества профсоюзного членства.
А что можно сказать о руководителях как о социальных партнерах? Какой они видят работу профкома в своей организации? И важно ли им иметь большую профсоюзную организацию? Отношение к профсоюзу у руководителей неоднозначное. Одни являются членами профсоюза и с радостью встречают председателя и профсоюзный комитет, поддерживают авторитет профсоюза, председателя профкома, интересуются профсоюзной работой, готовы обсуждать любые вопросы и оказывать помощь. Если руководитель относится положительно к профсоюзу, остается только порадоваться. Да к тому же, если активный профком добросовестно выполняет свои функции и работники ему доверяют, стопроцентное профсоюзное членство обеспечено. Минусов в профсоюзном членстве для работника практически нет (если не считать минусом уплату членских взносов).
Другие же руководители не вступают в профсоюз и не желают иметь в своем учреждении профсоюзную организацию, советуются с профкомом в случае крайней необходимости. На вопрос, почему в вашем коллективе низкий процент профсоюзного членства, отвечают, что люди не хотят вступать в профсоюз, тогда как сами же личным примером этому препятствуют - в лучшем случае отговаривают вступить, в худшем случае провоцируют на выход из профсоюза. Если же руководитель относится отрицательно к профсоюзу (к счастью, таких немного, но они есть), с ним тоже надо находить общий язык. Таким руководителям необходимо напоминать, что профсоюз им также нужен.
А собственно, зачем профсоюз нужен руководителю? Работнику - понятно. А руководителю? В лице профкома руководитель имеет представительный орган работников для выполнения трудового законодательства, заключения коллективного договора и соглашений по охране труда, учета мнения при принятии локальных нормативных актов. Наличие профсоюзного комитета способствует профилактике и законному разрешению трудовых споров и конфликтов, а практика показывает, что люди жалуются, и проверки, как правило, подтверждают обоснованность этих жалоб. Когда руководитель прислушивается к мнению профкома, острота вопроса сглаживается. В противном случае конфликты разрастаются и могут разрешиться увольнением самого руководителя. Профсоюз способствует формированию партнерских, доброжелательных отношений в коллективе, его сплочению.
Сейчас начался новый этап в развитии профсоюзного движения России, направленный на укрепление профсоюзов, на увеличение численности профсоюзных организаций, на формирование его организационного единства. Решению этих задач может способствовать правильно поставленная организационная и информационная работа на всех уровнях, в том числе на уровне директора школы и председателя профкома. Информированность членов профсоюза, регулярность информирования позволяют избежать критических ситуаций в профсоюзных организациях. Любой работник должен не только получать информацию о профсоюзе через листовки, стенды, сайты профсоюзной организации, социальные сети и так далее, но и иметь возможность личной беседы с председателем либо с представителем профсоюзного актива. Личное общение - основа профсоюзной работы. А отсутствие любой информации, информационный голод могут стать результатом потери профсоюзного членства.
Деятельности профсоюзных комитетов, председателей первичных профсоюзных организаций, на которых, в сущности, и замыкается сейчас весь объем профсоюзных действий по увеличению численности членов профсоюза, при всех их активности, знаниях и опыте не может быть достаточно, чтобы обеспечить стопроцентное членство. Нужна опора на активных, неравнодушных коллег, а главное - на директора школы, который своим примером показывает важность и необходимость профсоюзной организации как представительного органа работников.

Алла ИВАННИКОВА,
председатель территориальной профсоюзной организации ЦАО