Когда говорят о социальном партнерстве в образовании, часто подразумевают выстраивание системы взаимоотношений и взаимосвязей образовательных организаций с различными социальными институтами с целью повышения качества образовательного процесса. Однако порой мы забываем, что самый главный социальный партнер школы - это профсоюз. Именно он обеспечивает соблюдение одного из важнейших условий для достижения высоких образовательных результатов. Я имею в виду систему социально-трудовых взаимоотношений с коллективом.
Оценка опыта взаимодействия показывает, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие образовательной организации с учетом возможностей саморегулирования и самоуправления. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду общую для всех партнеров приоритетную перспективу, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Тогда совместная работа органически вписывается в любую управленческую деятельность как один из компонентов.
Прежде чем посмотреть, как это работает на практике, представлю краткую информацию о нашей школе. По приказу Департамента образования города Москвы с 2015 года наша школа является базовой по организации работы с одаренными детьми. Начиная с 2006 года школа ежегодно готовит призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по таким предметам, как технология, русский язык, английский язык, экономика, математика, физика, астрономия, география, литература, химия. Школа подготовила трех призеров международных олимпиад: по лингвистике, географии и экспериментальной физике. Постоянно растет интерес учащихся к Московской олимпиаде школьников, конкурсам.
Гордимся мы и достижениями школьников в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. 95% учащихся школы занимаются в системе дополнительного образования как на бюджетной, так и на внебюджетной основе.
Мы также можем проследить успехи первичной профсоюзной организации, принимающей участие в различных конкурсах. В 2009 году наша первичка заняла 3‑е место в окружном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны труда среди предприятий и организаций ЗелАО, в 2012 году - 3‑е место в окружном смотре-конкурсе «Лучший профсоюзный уголок», в 2013‑м - стала призером окружного этапа профсоюзного фестиваля самодеятельного и прикладного творчества педагогов Москвы «Радуга», в 2014‑2017 годах - победила в Спартакиаде трудовых коллективов Зеленограда (в составе сборной команды от системы образования), в 2015‑м - завоевала 2‑е место в окружном смотре-конкурсе на звание «Лучший уполномоченный по охране труда» МГО профсоюза.
Безусловно, достижение таких образовательных и конкурсных результатов возможно только при эффективной работе высокопрофессионального педагогического коллектива. Что же позволяет нам обеспечивать все необходимые условия для того, чтобы педагогический коллектив устойчиво работал в инновационном режиме?
Прежде всего отмечу, что в школе созданы благоприятные условия для профессиональной деятельности педагогов. Социально-психологический климат коллектива напрямую зависит от материальных и нематериальных условий ведения их профессиональной деятельности. Кроме того, важно обеспечить оптимальные организационно-управленческие условия деятельности коллектива.
В обеспечении этих условий неоценимую помощь оказывает профсоюзная организация. Переоценить роль профсоюза в нашей школе невозможно. Когда происходил процесс реорганизации, опыта управления такой крупной сетевой структурой не было. По состоянию на сегодняшний день в нашей школе 339 работников. Функционал и условия работы специалистов разных уровней образования отличаются, корпуса дистанционно удалены друг от друга. И для администрации первоначально было очень важно, что в момент объединения ресурсов мы не ухудшили условия труда персонала, а направили свои усилия на их улучшение.
Для оперативного решения организационно-управленческих задач 13 декабря 2016 года был принят единый для всего образовательного комплекса коллективный договор сроком на три года, зарегистрированный Департаментом труда и социальной защиты. Контроль над выполнением его положений осуществляет комиссия по контролю за исполнением коллективного договора, которая при необходимости также вносит коррективы в план работы.
Проект коллективного договора стал предметом дискуссий среди работников всех корпусов школы, а подписание договора - знаковым событием. Но мы понимаем, что взаимодействие с профсоюзной ячейкой, в которой когда-то состояли 40 человек, сегодня принципиально отличается от выстраивания механизма сотрудничества со структурой, в которую входит более двухсот человек. Здесь и от руководителя, и от председателя профсоюзной организации требуются новые компетенции.
При этом неизменным остается одно: профсоюзная организация является равноправным субъектом деятельности образовательной организации и принимает непосредственное участие в процессе управления.
Что же представляет собой наша система социального партнерства? Один из ключевых элементов, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это управление образовательной организацией на принципах взаимодействия, ответственности и солидарности, сочетания единоначалия с демократическим самоуправлением.
Среди других его характеристик отмечу информационную открытость (на сайте школы ведется страничка профсоюзной организации). Преодолеть дистанционную разрозненность и оптимизировать процесс оперативного решения организационно-управленческих задач позволяет внутренняя система электронного обмена информацией.
Каковы же основные направления взаимодействия руководства школы и профсоюзной организации в рамках социального партнерства? В первую очередь это решение социально-трудовых вопросов с помощью коллективного договора.
Все мы знаем, каковы объем работы и уровень ответственности классных руководителей. В октябре 2017 года в школе возникла социальная инициатива: внести изменения в положение коллективного договора, касающиеся оплаты труда классных руководителей. Администрация школы и профсоюзная организация пришли к соглашению, удовлетворяющему интересы как работников (в данном случае - классных руководителей), так и работодателя. К настоящему моменту дополнение к коллективному договору уже вступило в действие. И если раньше за классное руководство педагогам начислялось 8000 рублей, то теперь доплата за выполнение этих функций составляет 12800 рублей.
Еще одно направление - создание локальной нормативной базы и формирование правового поля деятельности школы. Отмечу, что при разработке нормативно-правовой документации мы руководствуемся методическими рекомендациями МГО профсоюза, центра правовой поддержки «Проф­защита», положениями регионального отраслевого соглашения. Безусловно, все локальные акты в соответствии с положениями коллективного договора принимаются с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета.
Мы должны быть уверены, что правильно трактуем те или иные правовые документы, регламентирующие деятельность школы. Поэтому планом работы организации предусматривается повышение квалификации, в том числе с учетом софинансирования со стороны профсоюза. Ежегодно в школе проходят обучение порядка 15‑20 человек. Это специалисты кадровой службы, ответственные за охрану труда, электро- и пожаробезопасность, по линии гражданской обороны.
Административная команда школы и представители первичной профсоюзной организации регулярно обучаются на курсах повышения квалификации «Проф­защиты», где разъясняются вопросы, касающиеся применения правовой и нормативной базы, кадровой политики, охраны труда и другие аспекты социального партнерства. Радует, что по итогам курсов готовятся выпускные работы, которые показывают высокий уровень полученных знаний.
Благодаря совместной работе с профсоюзом на регулярной основе закрепляют свои знания и компетенции и другие работники.
Большую помощь оказывает профсоюз в ситуации, когда имеется управленческое решение, которое сложно принимается коллективом. В этом случае разъяснительная деятельность профсоюзной организации помогает максимально бесконфликтно провести работу по урегулированию ситуации. Среди примеров такой работы можно привести переход на новые правила выплаты заработной платы в начале 2017 года. В настоящее время выплата проводится два раза в месяц согласно количеству отработанных дней, в соответствии с трудовым законодательством. Но при переходе на эту систему у работников школы возникали вопросы, и профкомом проводилась большая разъяснительная работа.
Нельзя не упомянуть о практике добровольной сдачи педагогами экзаменов (метапредметные диагностики, ОГЭ, ЕГЭ). В нашем коллективе это нововведение было принято с осознанным пониманием. Еще один пример - переход на школу ступеней.
При необходимости проводятся индивидуальные беседы с работниками. Этой же цели служит «Час профсоюза» - ежегодные встречи администрации и профкома с работниками каждого из корпусов школы, где мы рассказываем о деятельности профсоюза, консультируем по интересующим вопросам, предлагаем вступить в профсоюз. Коллектив обновляется, и такие встречи позволяют до каждого донести информацию о планах и перспективах работы образовательной организации.
Раздел «Охрана труда работников» включен в наш коллективный договор, как и во многих образовательных организациях, где есть первичная профсоюзная организация. На регулярной основе проводятся закупки спецодежды и средств индивидуальной защиты, медосмотры, семинары-совещания с педагогическими кадрами, инструктажи. В мае 2018 года была проведена очередная аттестация рабочих мест. В этом году в комплекс мероприятий по охране труда были внесены корректировки: в связи с внедрением МЭШ мы провели внеплановый инструктаж для педагогов после установки оборудования.
Отдельно мне хотелось бы остановиться на таком направлении социального партнерства, как поддержка молодых педагогов. Таких у нас 39 человек, и большинство из них - выпускники нашей школы. Очень приятно отметить работу молодых педагогов, ярко проявляющих себя в профессиональной и творческой деятельности. Так, футбольная сборная педагогов и родителей Зеленограда уже три года подряд становится победителем игр на Кубок Департамента образования. Капитан команды - наш учитель физической культуры Алексей Краснов, в состав команды также входят представители нашей школы.
Ежегодно в августе МГО профсоюза и «Учительская газета-Москва» проводят творческий конкурс «Педагогический старт», в котором принимают участие начинающие педагоги образовательных организаций столицы. В 2017 году от нашей школы на конкурс было заявлено три участника. Одним из призеров конкурса стала наш педагог-психолог Ксения Дмитриева. Жюри также отметило содержательность творческой работы учителя Алины Туловской.
Мы стараемся поддерживать нашу молодежь и использовать ее потенциал, когда возникает нехватка ресурсов для решения профессиональных и профсоюзных задач. При этом качество работы не снижается, а ребята получают бесценный опыт лидерства. Мы стараемся так настраивать нашу молодежь, чтобы в будущем именно она стала управленческим активом школы и профсоюза. Делаем мы это на примере представителей администрации, которые также в свое время прошли школу профсоюзов. Не так давно состоялась встреча с молодыми специалистами, где представители школьного руководства поделились своим жизненным опытом и рассказали о том, как их активное участие в профсоюзной жизни помогло им в профессиональном самоопределении. Итогом разговора стала волонтерская инициатива молодых учителей, предполагающая трансляцию опыта молодых зрелым педагогам. В первую очередь подразумевается поддержка тех учителей, которые испытывают затруднения в овладении ресурсами МЭШ.
Таким образом, рассмотрев вопросы социального партнерства, мы пришли к выводу, что оно является незаменимым фактором и движущей силой развития государственно-общественного управления образовательной организацией. Благодаря социальному партнерству в коллективе формируется высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи, сознательной дисциплины, что повышает продуктивность работы и создает настрой на достижения. Высокая степень участия в управлении и самоуправлении порождает чувство удовлетворенности стилем руководства. А все в целом формирует атмосферу и условия для творчества и ощущение принадлежности к коллективу.
В итоге правильно организованное социальное партнерство обеспечит образовательным организациям конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет повысить качество управленческой деятельности и будет способствовать их развитию.

Лариса БАЗЫЛЕВА,
директор школы №853