Труд педагога в эпоху кардинальных преобразований в системе образования непрост. Мы не только учителя и воспитатели, логопеды и психологи, но и те, кто постоянно готов к переменам и способен к решению нестандартных трудовых вопросов. На личном примере мы демонстрируем своим ученикам умение и способность постоянно учиться и кропотливо трудиться, готовы работать в выходные, выходить в любое время на связь с родителями и учениками, используя для этого нестандартные методы и современные технологии. Мы не просто пример для своих учеников, мы публичные персоны, и наша личная жизнь находится под пристальным вниманием.
Мы, связавшие свою судьбу с образованием, не можем позволить себе потерять тонус, цель, ориентиры. Отдых педагога - это тоже работа, работа над собой, бесконечное самосовершенствование и саморазвитие. Мы всегда под контролем государства, родителей, учеников и наших руководителей. Поэтому нам так важны признание, положительная оценка общества и руководства, выраженные публично или в личной форме - материально. Тем отраднее встречать сообщения СМИ, информирующие о том, что мэр Москвы Сергей Собянин дает поручение Департаменту образования и руководству школ повысить уровень средней заработной платы столичного учителя.
Для того чтобы система поощрения была справедливой и прозрачной, необходима концептуальная разработка документов, регламентирующих этот процесс. С одной стороны, московские образовательные комплексы придерживаются методических рекомендаций Департамента образования. С другой - директора и коллективы, имея возможность на самоопределение, думают, как полнее реализовать мероприятия, направленные на поощрение лучших педагогов и развитие образования.
Нам необходимо создать меры, которые способны обеспечить максимально благоприятные условия для профессионального роста учителя, повышения мотивации к качественному педагогическому труду, увеличения доли учителей, реализующих инновационные педагогические технологии, стимулирования педагогов к участию в профессиональных конкурсах разных уровней. Данная тактика могла бы привести к повышению социального статуса педагогических профессий, закрепила бы кадры в общеобразовательной организации и привлекла бы молодежь, обладающую необходимыми компетенциями для работы в образовании (например, учителей информатики, владеющих языком программирования Python, для работы в робоклассах).
Такие трудноосуществимые задачи стояли в этом году и перед профсоюзным комитетом школы №625. Наша первичка одной из первых откликнулась на призыв территориальной профсоюзной организации ЮЗАО активизировать работу по внесению изменений и дополнений в коллективные договоры образовательных организаций с учетом Отраслевого соглашения на 2017‑2019 годы и дополнения системы поощрения педагогических кадров. Поэтому, несмотря на действующий коллективный договор, мы выступили с инициативой выйти на новые коллективные переговоры.
В процессе создания проекта коллективного договора мы активно пользовались методическими рекомендациями ТПО и МГО профсоюза, а также разработанной центром правовой поддержки «Профзащита» современной моделью коллективного договора, которая соответствует всем действующим нормативно-правовым основам.
Коллективный договор образовательной организации является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем, и включает в себя такие незаменимые функции, как нормативно-регулирующую и объединяющую, снижающую уровень конфликтности. Несмотря на то что все члены комиссии по подготовке, заключению, контролю исполнения коллективного договора были не новичками, в процессе создания этого серьезного документа они столкнулись с трудностями договорного процесса. Например, с трудностями, касавшимися юридического обоснования и финансового обеспечения новых обязательств, включаемых в коллективный договор, как более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и соглашениями. В конечном счете у нас получилось сформулировать все предложения, вносимые с обеих сторон переговоров, безупречно с точки зрения нормативно-правовой основы.
Таким образом, мы сможем поощрять учителей, сдавших ЕГЭ, получивших экспертный уровень и опубликовавших свои результаты для общественности, стимулировать педагогов за сохранение контингента обучающихся на разных уровнях образования, за работу с талантливыми детьми и за развитие способностей в каждом ученике, за высокую оценку результатов обучения, за подготовку победителей и призеров олимпиад, конкурсов, за личные достижения.
Немаловажным аспектом деятельности по вознаграждению сотрудников является необходимость предусмотреть достаточное поощрение для привлечения работников к крайне ответственной и чрезвычайно необходимой работе по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации, достойно вознаграждать уходящих на пенсию по старости, поощрять за многолетний безупречный труд.
Отрадно, что стороны социального партнерства стремились строить отношения на основе трудового законодательства, находить компромиссные решения, уважать интересы друг друга, выполнять договоренности. Хочется отметить, что коллективный договор - это работа команды неравнодушных и целеустремленных: профсоюзного комитета нашей школы, юриста «Профзащиты» Анны Козловой и, конечно, директора нашего комплекса Галины Алябушевой. Когда твой социальный партнер создает рабочую атмосферу переговоров, проявляет себя как грамотный, активный, всегда готовый к диалогу, уважительно относящийся к предложениям профсоюзной организации руководитель, можно многого достичь, в том числе достойного стимулирования и поощрения педагогического коллектива.

Жанна ГАЛАНИНА,
старший методист, председатель первичной профсоюзной организации школы №625