По словам одной мамы, выразившей мнение многих родителей, надо как можно раньше отдать ребенка в школу и как следует подготовить, чтобы он там хорошо учился: «Я знаю одну семью, где мальчик в 15 лет окончил среднюю школу и поступил в университет. Этот пример достоин подражания». «А зачем торопиться?» - спросил я. «Все так делают, но не у всех получается», - услышал в ответ.
Знаю, что и в самом деле родители как бы соревнуются, чей ребенок больше знает уже в детсадовском возрасте, и восхищаются, а нередко и завидуют тем, у кого сын или дочь пошли в первый класс в 6 лет, а тем более в 5, да еще и хорошо учатся.
С какого возраста отдавать детей в школу? По закону - с шести с половиной лет и до восьми. Если после восьми, то родителями могут заинтересоваться органы опеки и попечительства и, если ребенок здоров и может учиться, их могут оштрафовать. Стандартный возраст - 7 лет. Ребенок много знает и умеет, но при этом бывает, что психически к учебе не готов. В таком случае лучше подождать. Нельзя у малыша отбирать целый год беззаботного и увлекательного детства.
А как быть с шестилетками? Если ребенку меньше шести лет и шести месяцев, необходимо посоветоваться с психологом. О готовности ребенка к школе свидетельствуют такие факторы, как необходимое для учебы интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие. Ему будет легко учиться, если у него хорошо развита речь, есть нужный для первоклассника словарный запас. Он способен составить рассказ по картинке, читает, пишет печатными буквами, считает до десяти. Хотя уметь читать не обязательно - достаточно знать все буквы.
Кроме интеллектуальной готовности есть еще психическая, физиологическая, социальная. Если дети и в семь лет с трудом воспринимают новую для них информацию, доступную другим сверстникам, то надо еще год подержать в детском саду, подготовить.
В первом классе со второго полугодия знакомство с новым материалом происходит довольно интенсивно, и, если у малыша недостаточно развиты память и мышление, ему трудно будет воспринимать новое, и это скажется на его самочувствии, возникнет нежелание ходить в школу. Он не выдержит физической и психической нагрузки. Я знаю одну семью, где родители старшего сына отдали в школу, когда ему было пять лет и десять месяцев, и он успешно учился, а младшего по моему совету только в семь лет и восемь месяцев, потому что годом раньше мальчик был не готов психологически. И тот и другой окончили школу с отличными оценками.
По моим наблюдениям, шестилетки более раскрепощены и им нетрудно освоиться в новом коллективе, а вот восьмилеткам сложно, если остальные ребята на год-полтора младше, - они стесняются своей «взрослости».
Я всегда советую родителям, как бы хорошо их мальчик или девочка ни были подготовлены к школе, не торопиться: дайте им наиграться вдоволь, чтобы у них не было желания приносить на уроки куклы или машинки. Через год психика у них будет более развитой, более зрелой.
Психологи, чтобы определить уровень готовности к учебе, используют так называемый филиппинский тест. Предложите ребенку дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Четырех-пятилетний малыш этого сделать не сможет - руки коротки. Этот тест показывает именно биологический возраст ребенка, морфофункциональную зрелость детского организма, уровень созревания нервной системы, способность головного мозга воспринимать и осмысливать новую информацию. Помню, как одна мама во время тестирования своего сына советовала ему получше вытянуть пальчики, чтобы достать до уха, ну совсем как мачеха из «Золушки», которая просила свою дочь поджать палец на ноге, чтобы хрустальная туфелька была ей впору.