Традиции и инновации
Сегодня школа №9 Петрозаводска носит имя бывшего директора Исаака Фрадкова, а с приходом нового руководителя Антона Колоколова здесь появляются свои новшества и продолжаются проекты, в которых школа участвует уже не одно десятилетие. Так, проект «Сотрудничество» объединил школу №9 Петрозаводска с учениками из школы Восточной Финляндии, города Йоэнсуу. Проекту уже 20 лет, и он не зависит от того, что в школах сменились директора, несколько поколений учеников уже выросли и начали работать. К радости ребят и учителей, все эти обстоятельства не мешают общению, обмену опытом и совместным поездкам. Секрета тут никакого нет, впрочем, как и дополнительного финансирования... Все дело в общении и личном контакте, который сложился у педагогов, детей и даже родителей, ведь именно семьи принимают гостей. Так, к русским друзьям приезжают финские ребята, а папы и мамы учеников из Суоми заботятся о тех, кто на несколько дней становится их гостями.
- Мы общаемся, обмениваемся опытом, приезжаем на уроки друг к другу, ходим в музеи и театры, рисуем, играем на инструментах, знакомим финских друзей с бальной культурой. В общем, много разного происходит в эти дни встреч, - рассказывает Сергей Невский, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка петрозаводской школы №9 имени Исаака Фрадкова.
В дни весеннего приезда в Петрозаводск директора двух школ - Мари Килпеляйнен и Антон Колоколов - провели встречу, наметили планы на будущее, договорились о новых возможностях в рамках проекта.
- Мы сотрудничаем уже в течение 20 лет, и каждый год навещаем друг друга. Благодаря проекту ученики из Финляндии и России смогли узнать жизнь и культуру другой страны и найти себе новых друзей, - говорит о ценности проекта директор финской школы Мари Килпеляйнен. - Также наши ученики смогли заняться чем-то необычным. Например, рисование песком для учеников из Финляндии и оригинальные уроки физкультуры для школьников из России.

Меняя подходы
Антон Колоколов один из самых молодых директоров Петрозаводска, но новых начинаний он не боится. Так, например, в 2017 году в девятой школе открылся первый для Карелии Жоховский класс, в школу принимают молодых педагогов, работают с коррекционными классами, собирают макулатуру и пластик, проводят обычные и математические субботники, придумывают единые методические дни для всего города(!), рассказывают о своем опыте не только на сайте, но и в соцсетях!
Так что наш разговор с Антоном Колоколовым начался не с размышлений о проекте, а вопроса о том, как он относится к инициативе одной из шведских школ, которая отменила домашние задания, контрольные и экзамены на целый месяц из-за стресса у детей. Эксперты «Учительской газеты», кстати, эту тему тоже обсудили в «Учительской газете», №16 от 17 апреля 2018 года («Школьный стресс: готовы ли директора снизить нагрузку на учеников?»). Тем интереснее было узнать мнение работающего директора, знакомого с системой образования Финляндии и Скандинавии не понаслышке.
- Идея хорошая и правильная. Я считаю, что дети должны работать в школе, а дома отдыхать, так как школа - образ будущей работы, игра в работу… Для этого необходимо, чтобы в среднее образование была полноценно внедрена внеучебная деятельность, за которую так бьются создатели новых ФГОС. Соответственно продолжительность ученического дня необходимо увеличить так, чтобы все основные элементы образования, интегрированные в единую образовательную систему, давали эффект. Если простыми словами, то те знания и компетенции, которые изучаются или развиваются дома, должны быть сформированы в школе. Однако возникает противоречие: возможность есть, а финансирование недостаточное. Из каких средств оплатится работа педагогов? Выход: платные услуги, однако не все родители готовы платить, а образование в стране вроде как бесплатное. Наша система образования, построенная на вертикальной германской (строгая иерархия), предполагает строгие рамки. Классно-урочная система, необходимость формирования строгого набора знаний, умений, навыков, определенных компетенций, или, как правильно сейчас их называть, универсальных учебных действий, которые, к слову, так и не придумали, как оценивать. Эта система политически выгодна, она дешевая и простая, все подчиняются всем и строгим правилам, которые прописаны в законах, ФГОС и других документах. Один учитель может учить от 25 до бесконечности детей, а зарплата не зависит от количества обученных. Все попытки ввести в государственной школе тьюторство, индивидуализацию, индивидуальный подход к каждому ребенку, без чего просто невозможно реализовать обсуждаемую идею, горизонтальную систему получения образования и т. д., заканчиваются лишь красивыми отписками. К сожалению, государству выгодна такая система. Есть альтруисты, которые работают, не боятся пробовать новое, но нас так мало… Выход есть - домашние задания надо давать по основным предметам и не забивать голову детям заданиями по изо, МХК, труду, краеведению, музыке, физкультуре.

Ждем, ищем, примем
В школе №9, к слову, коллектив пока еще обновляется и складывается. Есть дружный костяк, приходят молодые педагоги, но остаются не все. Так что нередко появляются в соцсети объявления со словами «ждем, ищем, примем». По наблюдениям этого года, в школе работают учителя-мужчины! И это особая атмо­сфе­ра - дети к ним тянутся, слушают внимательно.
- Проект «Сотрудничество» со Школой Восточной Финляндии играет важную роль в формировании имиджа школы, - отмечает Антон Колоколов. - Основной задачей проекта на текущий момент является максимальное раскрытие потенциала сложившегося сотрудничества. Этот процесс требует модерации и углубления направлений совместной учебной и воспитательной деятельности. Такие проекты неновы для Петрозаводска. Как правило, они сводятся к взаимообмену школьниками, иногда студентами и учителями. Опыт широко представлен в гимназии №17, Финно-угорской школе и в других учебных заведениях республики. Однако все это предполагает скорее некие экскурсию и анимацию, а не образовательные отношения. Сейчас мы стремимся разработать четкую и сложную систему сотворчества с русскоязычной Школой Восточной Финляндии, которая предполагает совместные уроки и мероприятия, направленные на воспитательные отношения. Это не только посещение уроков и мероприятий в рамках обмена, это и совместные веб-семинары и веб-конференции, уроки по скайпу и вайберу, он широко распространен в Финляндии, видеоотчеты о проведенных праздниках, обсуждение этих мероприятий и уроков на вебинарах, организация дискуссий, поликультурных уроков, направленных на развитие патриотического и планетарного образования, определение историко-культурных факторов, влияющих на формирование любви к Родине у наших детей и положительного отношения к России у наших соседей, изучающих русский язык в школе...

Предпринимательство: общая тема, разный подход
О том, что сотрудничество выходит на новый уровень, свидетельствует и расширение контактов. Так, в этот приезд финские учителя вместе с директором побывали в Центре развития образования Петрозаводска. Подобной структуры нет в Финляндии, в том числе и поэтому зарубежным коллегам было интересно ознакомиться с тем, как работают российские учителя, кто их поддерживает и направляет.
- Много спрашивали, что мы понимаем под патриотизмом, - рассказывает о прошедшей встрече директор ЦРО Петрозаводска Наталья Кармазина. - Мы объяснили и сборники наши подарили. Договорились, что надо провести ряд совместных мастер-классов по формированию предпринимательской среды - это моя давняя мечта. У нас и у финнов разный подход к теме. Для российских предпринимателей это зарабатывание денег, а для финнов это еще и ответственность за людей, которые с тобой работают, своим трудом сделать жизнь в стране лучше. Они с детских лет приучают детей, что деньги надо зарабатывать, а любой труд должен быть оплачен.
Кстати, команда финских школьников приняла участие в муниципальном этапе межрегиональной экономической игры «Юный предприниматель»-2018. Игра проводилась уже в третий раз и объединила учеников 9‑й школы, Петровской школы, Университетского лицея, лицеев №1 и №40. Командам было предложено пройти 12 станций, экспертами на которых выступили сотрудники Института экономики КарНЦ РАН. В результате конкурентной борьбы третье место завоевали «Петровцы» - Петровская школа, второе место - «Фабрика звезд» - лицей №1, победителями игры стали «Дети Тинькоффа» из Университетского лицея.
- Тема предпринимательства интересна для нас, поскольку школа №9 занимается проведением экономической игры уже три года, - рассказывает заместитель директора школы №9 Сергей Невский. - Предпринимательство - одна из ключевых компетенций для финских школьников. Возможно, через несколько лет предпринимательство станет одной из ключевых компетенций и наших учеников, и мы будем их учить сотрудничеству, организации проектов и фирм уже в рамках ФГОС, а не отдельно взятой игры...

Содружество в действии
Руководитель международного проекта «Содружество», учитель начальных классов, профсоюзный лидер школы Елена Богданова инициативой занимается уже несколько лет. Во многом благодаря ее работе финские ребята, среди которых встречаются и русские эмигранты, помнят русский язык и становятся переводчиками для взрослых и сверстников, узнают Карелию, открывают для себя уроки в российской школе, ходят в театр и общаются.
- Конечно, общение дарит много открытий и меняет нас самих. Например, в моем классе ученики могут выйти, если нужно, могут встать и подойти ко мне с вопросом, я не требую дополнительно отпрашиваться, а в итоге тишины и порядка намного больше. В Финляндии созданы более качественные условия для детей, там можно ходить по школе в носках, сидеть в коридоре на полу или современных креслах-мешках - среда более дружественная и неформальная, нам пока такого не создать! Но финны не раз удивлялись, как выстроена у нас работа, связанная с коррекцией, например. В школе работают логопед, психолог, иногда это не один специалист, а несколько, а у них на три разные школы в разных городах, например, только один логопед... Так что есть различия в системе.
Финская делегация из Йоэнсуу побывала и в школе №3 Петрозаводска. Раньше здесь изучали шведский язык, но сейчас есть классы, где помимо английского ребята учат еще и финский. Участниками круглого стола, прошедшего в школе, стали директор финско-русской Школы Восточной Финляндии Мари Килпеляйнен и директор школы №3 Елена Михеева, ее заместители, представители родителей обеих школ. В ходе работы стороны обменялись информацией об учебных заведениях, поделились опытом о взаимодействии школы и родителей, наметили перспективы сотрудничества.
- Посещением уроков дело, конечно, не ограничилось! Визит финской делегации состоялся в рамках совместного проекта по теме «Праздничный календарь России и Финляндии». В проекте участвуют ученики и родители 1‑3‑х классов Школы Восточной Финляндии и 1‑го «А» и 2‑го «А» классов нашей школы, - рассказывает Ольга Христофорова, учитель финского языка и координатор проекта в школе №3. - Интерактивная этнообразовательная программа «Весновей» национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» увлекла абсолютно всех ребят. Артисты ансамбля ознакомили школьников и взрослых с традиционными музыкальными инструментами, играми и считалками, весенними праздниками, календарными песнями и танцами.
Так развивается международное сотрудничество двух школ города. Стоит заметить, что подобных инициатив в городе значительно больше! Весной в гимназии №17 Петрозаводска принимали гостей из Германии - учеников и педагогов Гимназии Фридриха Листа из города Ройтлинген. На протяжении 10 лет петрозаводские и ройтлингенские старшеклассники приезжают в гости друг к другу. Цель пребывания в Петрозаводске - погружение в культуру Русского Севера, знакомство с самобытностью региона, традициями русских, карелов, финнов и вепсов, живущих на территории республики.
Так что цели международного сотрудничества, как показывает практика школ одного города, может быть разной. Общение, совместные поездки, встречи, знакомство с культурой - это один уровень взаимодействия.

Петрозаводск, Республика Карелия, фото автора