Организация информационной работы в территориальной и первичной организации профсоюза
Как эффективно организовать информационную работу в профсоюзной организации? Как сделать, чтобы ни у кого не возникало вопроса «Зачем нужен профсоюз?». Каждый профсоюзный лидер рано или поздно задается такими вопросами. К сожалению, единого рецепта, который бы гарантировал стопроцентный успех, не существует. Слишком много факторов нужно учитывать, ведь все профсоюзные организации имеют свои особенности. Приведенные ниже рекомендации помогут вам сделать первые уверенные шаги на пути к успеху, но не стоит ограничиваться только их выполнением.
Вопросами развития информационной деятельности нужно заниматься регулярно. На все вопросы нужно немедленно искать ответы (в Интернете, у экспертов или вышестоящих профсоюзных организаций) - иначе можно очень быстро отстать от динамичного информационного общества.
Для организации информационной деятельности в территориальных и первичных организациях профсоюза важно привлекать к этой работе компетентных специалистов. По возможности необходимо избрать в организации работника, ответственного за состояние информационной деятельности, из числа профактива или создать специальную комиссию, занимающуюся информационными вопросами.
Также важно понимать, что информационная работа не должна замыкаться только на членах профсоюза образовательной организации. Работники учреждения, не состоящие в профсоюзе, родители обучающихся, органы власти и другая внешняя общественность также должна быть охвачена вашей информационной деятельностью.


Информационные каналы профсоюзной организации
Каналов распространения профсоюзной информации на сегодняшний день достаточно много. Однако в связи с тем, что профсоюз имеет многоуровневую структуру, в распространении информации по вертикали (от Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования к членам профсоюза через первичные, территориальные и региональные организации) возникает ряд проблем. Основные сложности связаны с низкой скоростью распространения информации, утерей информации (человеческий фактор), отсутствием обратной связи. В некоторых организациях сохраняется низкий уровень владения компьютерной техникой и Интернетом. Но и такой сложный информационный обмен внутри профсоюзной структуры можно сделать эффективным.
Оперативный обмен информацией осуществляется при помощи электронной почты. Основные каналы доведения информации до ее конечного потребителя (внутренняя и внешняя общественность) - это информационные стенды, интернет-ресурсы, социальные медиа, электронные и печатные СМИ. С помощью Интернета мы можем получать и обратную связь, узнавать, что волнует работников, какие вопросы требуют разъяснения.
Но не стоит забывать о том, что достаточно большой объем информации мы продолжаем передавать в устной форме. Выступления профсоюзных лидеров на собраниях трудовых коллективов или других совещаниях, значимых мероприятиях, проходящих в территории, играют важную роль в формировании имиджа организации. Межличностную коммуникацию (беседы профсоюзных активистов с работниками организации) также никто не отменял.
Как вы уже поняли, для коммуникации необходимо использовать различные каналы информационного обмена и средства информирования. Только так можно сделать информационную деятельность эффективной.


Использование официальной символики профсоюза
В соответствии с пунктом 6 Устава Профсоюза работников народного образования и науки РФ, постановлением Центрального комитета профсоюза от 27 февраля 2008 г. №4 утверждено Положение об эмблеме и флаге Профсоюза работников народного образования и науки РФ, их описание и изображение.
При использовании официальной символики профсоюза в установленном Положением порядке территориальные и первичные организации профсоюза применяют графическую форму и цветовую гамму эмблемы и флага, соответствующие их описанию.
Использование официальной символики профсоюза в работе организаций всех уровней способствует созданию единого образа Общероссийского Профсоюза образования, формированию узнаваемости и доверия к профессиональному союзу.


Рекомендации по созданию
сайтов/страниц профсоюза
Сегодня, чтобы получить ответ на интересующий нас вопрос, достаточно задать его Yandex, Google или другим поисковым системам. Не являются исключением и вопросы, связанные с деятельностью профсоюзной организации. Сайт является одним из способов знакомства с деятельностью организации, а также весомым элементом в процессе формирования имиджа. Впечатление от просмотра сайта или удивление от его отсутствия становится основой дальнейшего отношения к профсоюзной организации.
Территориальная и первичная профсоюзные организации являются неотъемлемой частью Общероссийского Профсоюза образования, а также постоянно взаимодействуют с органами управления образованием. В связи с этим можно создавать как собственный сайт, так и страницу/раздел на сайте органа управления образованием (для территориальных организаций), на сайте образовательного учреждения (для первичных организаций). Это повысит посещаемость вашей страницы, а также будет способствовать целостности восприятия информации посетителем.
Действия по созданию страницы территориальной организации профсоюза на сайте органа управления образованием
1. Обратиться к разработчику сайта, выяснить технические возможности ресурса.
2. Определиться с внешним видом страницы и ее содержанием. Собрать необходимые материалы.
Страница должна содержать достаточно большой объем информации для работников обо всех основных направлениях деятельности профсоюза, а также методические материалы и новости о происходящих событиях. В то же время она не должна быть перегружена лишней и неактуальной информацией.
В оформлении страницы обязательно должна быть использована официальная символика Общероссийского Профсоюза образования. Это способствует восприятию территориальной профсоюзной организации как части Общероссийского Профсоюза образования.
В шапке сайта/страницы должно быть указано полное название организации. Слово «сайт»/«страница» употреблять не нужно.
Страница должна быть простой, удобной, понятной, чтобы посетитель смог найти нужную информацию «в 2 клика» мышью.
Рекомендуемые разделы:
Новости (самый часто обновляемый раздел);
Об организации (ознакомительная информация об организации, сферы деятельности и результаты работы, Ф.И.О. и фото председателя, преимущества вступления в профсоюз, информация о том, как стать членом профсоюза, общее положение о территориальной организации, список первичных профсоюзных организаций с указанием Ф.И.О. председателей, их контактов, контакты территориальной организации);
Документы (официальные документы по направлениям деятельности организации, районные и городские соглашения, отчеты о деятельности, справочные материалы, публикации). Раздел должен быть структурирован.
Разделы, посвященные основным направлениям деятельности организации (например, организационная работа, информационная работа, охрана труда и т. д.). Если информация о направлениях деятельности была размещена в разделе «Документы», дублировать ее не нужно.
Фотогалерея;
Вопрос-ответ, часто задаваемые вопросы;
Контакты (в том числе и вышестоящих профсоюзных организаций).
При наличии технической возможности рекомендуем сделать форму обратной связи для посетителей (рубрика «Вопрос-ответ»). При отсутствии такой возможности укажите в разделе «Контакты» адрес электронной почты, контактные телефоны.
При наличии у организации видеоматериалов рекомендуем разместить их на видеохостинге youtube.com, а затем при помощи гиперссылки добавить материалы на свою страницу. Таким образом, сайт не будет перегружен лишней информацией.
Если у вашей организации есть сообщество в социальных сетях, обязательно разместите ссылку с переходом на него на вашей странице.
Обращаем внимание, что список разделов приведен для ориентира, и содержание их может изменяться в зависимости от особенностей работы организации. Однако подобный порядок разделов меню является общепринятым при разработке сайтов.
Постарайтесь сделать страницу максимально полезной. Разместите ответы на самые часто задаваемые вопросы. Опубликуйте бланки заявлений о вступлении в профсоюз. В разделе «Документы» добавьте нормативные акты, федеральные законы, региональные соглашения. Проводя консультации с членами профсоюза, ссылайтесь на этот раздел.
В стремлении сделать свою страницу полезной и информативной важно не переусердствовать. Ведь иногда встречаются примеры, когда на странице профсоюзной организации можно увидеть рекламные баннеры, форму отправки бесплатных смс, смешные видеоролики, анекдоты, гороскопы, бесплатные объявления и многое другое, что даже косвенно не относится к профсоюзной работе. Такой информации не место на сайте профсоюзной организации!
Оформление страницы не должно отвлекать внимание от ее содержания. Жестких требований к цветовой гамме нет, однако предпочтительнее использовать фирменные цвета Общероссийского Профсоюза образования и их оттенки. К примеру, ярко-зеленый текст, написанный курсивом на красном фоне, не лучшее стилистическое решение. Текст должен читаться легко. Важные слова/заголовки/фразы должны быть выделены.
Обязательно добавьте баннеры или ссылки на сайты и/или страницы региональной профсоюзной организации, Общероссийского Профсоюза образования. В случае, если у профсоюзной организации есть свой собственный сайт, разместите ссылку или баннер с переходом на него на сайте органа управления образованием.
3. Составить совместно с разработчиком сайта подробное техническое задание, в котором будут учтены все вышеперечисленные требования.
4. Договориться с разработчиком или администратором сайта, как будет обновляться информация.
Работа по обновлению информации на вашей странице не должна отнимать много времени. Пройдя инструктаж от разработчика сайта, вы сможете самостоятельно добавлять новости, фото и документы. Это позволит повысить оперативность информирования.
5. Следить за посещаемостью вашей страницы, а также за источниками посещения.
Сделать это можно при помощи счетчиков, установленных на ваш сайт или на сайт органа управления образованием, а также при помощи онлайн-сервисов. Сайт или страница будут посещаемыми, только если вы будете ссылаться на них в своей ежедневной информационной работе с коллективом, социальными партнерами и широкой общественностью.
Действия по созданию страницы первичной организации профсоюза на сайте образовательного учреждения аналогичны тем, что приведены в рекомендациях выше. Наполните раздел «Об организации» данными вашей первички, в разделе «Документы» не забудьте разместить коллективный договор или указать место, где работник организации может с ним ознакомиться.
При создании собственного сайта вы можете также использовать данные рекомендации. Сделать свой сайт бесплатно можно при помощи онлайн-конструкторов. Например, ucoz.ru или wix.ru и др. В случае выбора бесплатного хостинга на вашем сайте будут появляться рекламные объявления. Это создает неудобства для посетителей, плюс ко всему вы не можете следить за их содержанием, а оно может оказаться крайне негативным.
При использовании сервиса ucoz.ru для создания образовательных и социальных сайтов вы можете отключить рекламу бесплатно. Подробная инструкция приведена на сайте ucoz.ru.
Разрабатывая страницу профсоюзной организации, старайтесь сделать ее информативной, удобной, полезной и привлекательной. Будьте корректны: на странице не должно быть информации, которая не относится к профсоюзной деятельности. Сайт/страница - это ценная информационная площадка, которая по сравнению с другими инструментами информационной работы обладает весомыми преимуществами.
Выпуск собственной агитационной и печатной продукции
При оформлении профсоюзных уголков первичным и территориальным организациям рекомендовано использовать печатную продукцию краевой организации профсоюза и электронный журнал «ПрофВести». Но из этих источников работники ничего не узнают о действиях первички, районной/городской организации профсоюза.
Каждой профсоюзной организации необходимо организовать выпуск собственной агитационной и печатной продукции (лозунги, плакаты, специальные памятки, листовки по различным вопросам трудовой деятельности и жизни коллектива и др.), сувенирной продукции с использованием официальной символики. Яркие визуальные образы помогут вам в наглядной форме объяснить многие сложные вопросы.
Информационные и агитационно-пропагандистские материалы по своему характеру можно поделить на несколько групп:
- длительного действия (например, плакат «Профсоюз - твоя защита»). Подобные материалы можно обновлять не так часто, в зависимости от их состояния и внешнего вида или произошедших изменений. Качеству оформления необходимо уделять особое внимание;
- периодические (например, результаты деятельности организации, разъяснение изменений в законодательстве, часто задаваемые вопросы). Нужно следить за тем, чтобы данные материалы не потеряли актуальности;
- разовые (в основном это важные объявления, поздравления и призывы к немедленным действиям). Эти материалы стоит выделять особо (размер и цвет шрифта, цвет бумаги, заголовки). Обратив внимание на срочное объявление, работник будет знакомиться и с другими разделами профсоюзного стенда.
Материалы, которые касаются каждого работника, нужно размещать еще и за пределами профсоюзного стенда. Сделайте так, чтобы важная информация оказалась на самых видных местах. В местах, где бывает наибольшее количество работников, можно организовать раздачу листовок. Профсоюзные материалы, размещенные всегда в одном и том же месте, со временем могут примелькаться и перестать восприниматься.
Начинать работу по созданию печатной продукции необходимо на обычном листе бумаги при помощи карандаша или ручки. Когда идея оформлена на листе (есть заголовок, определено место под иллюстрацию, готов текст), можно переносить ее в компьютер.
В идеале создавать такие материалы нуж­но в графических редакторах, но если у вас нет такой возможности - используйте обычный текстовый редактор Word.
В качестве образцов можете использовать идеи печатной продукции из Интернета или печатных изданий (цветовое решение, расположение элементов, сочетание шрифтов). Скачивать и распечатывать (или размещать на своем сайте) чужие, уже готовые агитационные и информационные материалы категорически запрещается. Это нарушение авторских прав.
В качестве примера приводим листовки Года PR-движения, Года правовой культуры в профсоюзе и достижений организации в 2016 году.


Вместо заключения
Все разнообразие профсоюзной деятельности можно разделить на исторически сложившиеся направления: организационная и социальная работа, оздоровление и охрана труда, юридическая поддержка, обучение профсоюзного актива, культурно-массовое и спортивное направления и т. д. В связи с бурным развитием информационных технологий и средств коммуникации информационная работа также стала одним из жизненно важных направлений деятельности профсоюзных организаций.
В самом упрощенном виде принято считать, что информационная работа - это работа по информированию членов профсоюза о профсоюзной деятельности. Но такое определение является ошибочным, поскольку понятие «информационная работа» сегодня гораздо шире.
Информационная работа разнообразна и многогранна, ее предмет в той или иной степени пересекается с целым рядом сфер: PR (в обеих интерпретациях аббревиатуры: «public relations» - связи с общественностью и «press relations» - связи со СМИ), журналистикой, рекламой, дизайном, типографикой, маркетингом, теорией управления, психологией влияния, управлением персоналом и т. д.
Желательно, чтобы председатель профсоюзной организации или «информационщик» владели всеми этими знаниями, но в силу объективных причин это не всегда возможно. Надеемся, что реализация методических рекомендаций позволит поднять уровень информационной работы в территориальных и первичных организациях профсоюза, сделать более эффективными и другие направления профсоюзной деятельности. Ведь сегодня информационная работа в профсоюзной деятельности является ключевой для решения уставных целей и задач.
По материалам сборника «Информационная работа в Профсоюзе» Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования