Одним из ключевых мероприятий цикла является Московская компетентностная олимпиада, включающая в себя не только исследование проблемного вопроса и постановку проблематики, но и проектирование реального способа решения сложившейся ситуации, который был представлен ребятами в виде кейсов.
Чем больше свободы при подготовке задания получает учащийся, тем более продуктивной является его деятельность, а знания, полученные самостоятельным путем, имеют большую ценность. Спектр вопросов, затрагиваемых по программе школьного краеведения, экологии и туризма, позволяет ребятам на практике прикоснуться к глобальным проблемам современности и получить бесценный опыт практического применения своих знаний.
Работа по реализации поставленных образовательных целей ведется путем привлечения школьников районов Теплый Стан и Коньково к участию в мероприятиях, которые по своей сути являются не столько теоретическими, сколько практико-ориентированными на применение в реальной жизни результатов, полученных в ходе исследовательской деятельности.
Таким мероприятием стала Зеленая олимпиада, которая позволила ребятам из школ №17, 49, 170, 1273 провести гидробиологические исследования и, например, определить, какие животные и растения обитают в пруду, определить раннецветущие растения, систематизировать коллекционные экземпляры насекомых и указать экологические связи, в которые они вступают.
Больше всего понравились ребятам определение птиц по голосам и работа с живыми объектами гидробиологии. В результате исследований ни одно живое существо не пострадало, выловленные живые объекты были выпущены в пруд.
Кроме того, на межрегиональном этапе олимпиады «Природа России», одним из заданий было практическое определение вида растения по зимнему побегу и определение гнезда птицы с использованием определителя, что всегда вызывает у детей повышенный интерес, так как дает возможность не только прочитать о биологических объектах, но и увидеть их и потрогать.
В рамках практического мероприятия по краеведению учащиеся приняли участие в командной игре «Будь героем». Ребятам предстояло выполнить такие задания, как ориентирование на местности, преодоление веревочного препятствия, демонстрация навыков установки палатки и умений по чтению топографических карт местности. Одним из самых необычных этапов, по мнению учащихся, стал «Пункт оказания первой помощи», где с использованием специализированных тренажеров и оборудования участникам предстояло выполнить ряд практических заданий и ответить на теоретические вопросы. Финальной станцией игры была теоретическая мини-олимпиада «Страницы истории Отечества».
Результатом работы станции краеведческого направления стало взятие представителями МСД №24 призовых мест на таких конкурсах, как Московская олимпиада по школьному краеведению и городской конкурс юных экскурсоводов «Путешествие по Москве».
Реализуя данную программу в настоящем, используя все предлагаемые ею средства, для того чтобы ознакомить ребят с прошлым их родного края и города, мы делаем задел на будущее, воспитываем настоящего гражданина своей страны, патриота, ведь любовь к Родине не появляется сама по себе. Нельзя любить того, чего не знаешь. В последнее время мы часто сталкиваемся с тем, что школьники больше знают историю, природу и культуру зарубежья, чем нашей страны. С родителями они чаще бывают за границей, чем путешествуют по России. Вопросы экологических олимпиад, краеведческих викторин мотивируют ребят на знакомство с природой и культурой России. Московским школьникам, которых окружает асфальт и для которых телевизор и компьютер - самый частый способ знакомства с природой, туристические походы, краеведческие экспедиции, экологические экскурсии и проекты дают возможность почувствовать необходимость реального участия в деле ее изучения и охраны, ощутить многогранность окружающего их мира, ощутить себя его частью.

Ангелина МАНУЙЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №49;
Олег ОСАДЧУК, учитель истории школы №49;
Дмитрий ЭФСТАДИУ, учитель ОБЖ школы №49