В комплексном походно-стационарном туризме на лоне природы неразделимы работа и отдых, обучение и развлечение, утилитарный труд и физические упражнения; тем более не различаются профессиональный труд руководителя и его личный быт, досуг, отдых, внешне ничем не отличающиеся от времяпрепровождения подростков.
Для социально-трудовой адаптации и развития личности нужны не искусственные однородные коллективы, а более естественные по своему составу разнородные, в которых слабые тянутся за сильными, младшие подражают старшим, слабые - сильным, а все дети - любимому и уважаемому руководителю. Мораль и быт в таком коллективе не могут быть не коммунами, иначе коллектив не выживет - в городских условиях распадается, а в более экстремальной походной обстановке проявления индивидуализма нередко приводят к несчастным последствиям. Воспитание детей в форме похода, экологической экспедиции - это частный случай адаптации в коллективе.
Благотворные межличностные отношения в детско-юношеском туристском коллективе не индивидуалистическая конкуренция с подавлением соперника, а позитивное соревнование, когда отстающие подтягиваются к передовым и добиваются общего подъема. В интегрированных туристских коллективах дети с физическими недостатками обретают более высокую самооценку и человеческое достоинство наравне с другими учащимися. Духовно-нравственное равенство участников соревнования достигается и возрастает от старта к финишу.
Деятельность взрослого руководителя в туристском коллективе подростков - это его образ жизни.
В процессе нашей благородной деятельности происходит:
- приобщение школьников к изучению и сохранению культурно-исторического прошлого родного края, исследовательской деятельности по оценке состояния окружающей среды, участие в посильных природоохранных мероприятиях, направленных на сохранение конкретных природных объектов;
- становление детского экологического движения как действенной формы экологического воспитания и образования, развития у подростков чувства причастности к экологическим проблемам своего города;
- определение участниками тем учебных исследований и социального проектирования экологического направления;
- создание в школах межрайона ученического объединения «Экоспецназ XXI века», составление совместного плана работы;
- подготовка методического материала для проведения единого районного классного часа по экологическому воспитанию в 2018-2020 и последующих учебных годах.

Георгий ВАСЕНИН,
учитель физической культуры школы №17, кандидат педагогических наук