Современный школьник идет в ногу со временем, поэтому ему интересно все и сразу. Образцом журналиста для учащихся является блогер, который в Твиттере пишет коротко и по делу, в ЖЖ расписывает проблему более широко, включая фоторепортаж и инфографику, в Ютубе ведет влог, снимая себя на селфи-палку во время прогулки по парку, в Инстаграме публикует фотографии со ссылками на свои репортажи. Заинтересовала тема? Один клик - и ты переходишь на другой ресурс автора с иным углом освещения проблемы. Примеров подобных журналистов сегодня много - посмотрите хотя бы на Илью Варламова или Юрия Дудя. Подача одной и той же информации разными способами позволяет современным журналистам собирать свою аудиторию, которая сегодня зачастую больше, чем у Владимира Познера на Первом канале.
Возможность работать над материалом под разным углом привлекает современного школьника к работе вообще. Много ли учащихся откликнутся на объявление об открытии кружка журналистики? Не думаю. Но слово «мультимедийность» и возможность работать так, как хочется школьнику, делают свое дело - и команда уже в сборе. Выясняется, что кто-то уже имел опыт разработки сайта, кто-то уже вел блог, у кого-то есть ютуб-канал. Это помогает распределить амплуа в общем проекте на первом этапе организации работы.
Мультимедийная журналистика непременно требует работы в команде, потому что нельзя уметь делать все: это требует много умений, времени и сил. Гораздо интереснее, когда дети учатся друг у друга: сегодня один появляется в кадре, завтра - другой; сегодня первый пишет текст, завтра - второй.
Первое, что необходимо выяснить, - тема журналистского расследования/проекта. Во-первых, она должна быть актуальной и интересной для детей: не всегда это зависит от масштабности события; можно, например, создать проект о работе школьной столовой (а это, согласитесь, всегда актуально для школьника) или о праздновании Дня Победы в вашем городе. Масштаб разный - интерес и актуальность не теряются. Во-вторых, тема должна быть информативной: недостаток информации приводит к непониманию дальнейших действий. Объемно раскрыть узкую проблему может далеко не каждый профессионал своего дела. Далее выявляются опорные точки проекта - подтемы (углы зрения), их формат. Третье - распределение ролей в работе над проектом. Дети, заточенные на работу с компьютером, могут найти статистическую информацию и преобразовать ее в инфографику, позднее - заняться монтажом видеорепортажа. Фотограф может работать в паре с пишущим текст: важно запечатлеть интересные детали и, опираясь на них, писать материал и подписи к фоторепортажу. Более широкий взгляд на тему журналистского расследования лежит на плечах команды с видеокамерой. Важно снять основу мероприятия, суметь оперативно включиться в работу в кадре.
Итак, когда первый этап работы над проектом закончен, важно обсудить с коллективом план подачи материала: информация в различной форме должна взаимодействовать между собой, а не повторяться из материала в материал. Проверка и обсуждение текстов, просмотр и выбор кадров - обязательно совместная работа. Каждый должен учиться у каждого: в следующий раз роли могут и должны меняться.
Важно, чтобы у подобных проектов было будущее: они не должны прятаться в стол. Сегодня есть возможность публикации подобной информации на многих известных ресурсах, необходимо делать это на различных площадках одновременно; можно принимать участие в конкурсах журналистских работ. Так появятся отклики на работу и предложение новых идей.
Идти нужно в ногу со временем - именно этого хотят школьники от организации журналистской деятельности.

Анатолий СИНЯЕВ,
учитель русского языка и литературы школы №1101