Современные педагогические и медицинские диагностические методы исследования могут определить, является ли это заболеванием или несформированным навыком и каковы причины.
Рассмотрим нарушение почерка как заболевание - писчий спазм.
Описано оно впервые было в середине прошлого столетия, но у детей и подростков это заболевание не диагностировалось. Называли его по-разному: профессиональная дисграфия, графоспазм, спазм писцов и прочее. Со временем остановились на названии «писчий спазм». Считалось, что этим недугом страдали люди, чья профессия требовала большого объема письма. Но было замечено, что страдали им только те, кто писал торопливо и с волнением. Стало ясно, что писчий спазм настигал тех, кто обладал хорошим почерком.
Резкое увеличение учебных нагрузок, нарастание темпа проведения урока, гиподинамия - все эти немногочисленные факторы определяют различные нарушения у школьников. И писчий спазм основательно укореняется среди школьных неврозов.
Если показать приблизительный портрет современного школьника, страдающего писчим спазмом, то выглядеть он будет так: исполнительный, чаще всего педантично аккуратный ребенок, пишет медленно, стараясь выводить каждый элемент букв. Если ребенок вынужден увеличить скорость письма, он начинает нервничать, появляется дрожь в руке, и ребенок не может продолжать писать. Это не симуляция, не осознанный отказ от письма. Это заболевание. И ребенок сам от него страдает, ищет помощи, добросовестно старается исполнять рекомендации педагога, логопеда, дефектолога, невролога. Необязательные, легкомысленные, суетливые, непоседливые, с плохим неустойчивым почерком писчим спазмом не страдают.
В моей педагогической практике были дети с разным почерком, но об одном ученике хочу рассказать. Мальчик рос в полной любящей семье. Педагоги не могли нарадоваться. Он был исполнительным, аккуратным, очень обязательным, учился отлично, пользовался уважением и авторитетом одноклассников. Правда, мама временами замечала, что мальчику трудно, он предъявляет к себе завышенные требования. «Так надо. Хочу быть лучше дедушки. А для этого надо предъявлять к себе самые высокие требования и уметь исполнять их на «отлично». Стоит заметить, что дед мальчика был известным ученым, академиком. С младенчества ребенку в семье ставили в пример дедушку, говоря: «Вот будешь слушаться, стараться, будешь известным, как дедушка!» И это «заклинание» сопровождало ребенка все его детство. Пока родители не столкнулись с серьезной психологической проблемой у ребенка. Стараясь исполнять все на «отлично», мальчик стал выбиваться из школьного ритма на уроке. Особенно это касалось письменных работ. Чем дальше, тем сложнее. Однажды при выполнении заданий олимпиады по математике у мальчика появилась дрожь в руке, дрожь нарастала, и ручка выпала из руки. Ребенок не смог взять ручку и продолжить писать. Его охватил панический ужас. Почему рука отказывается держать ручку? Как он выполнит олимпиаду? Он не получит отличного результата. Ему опять будут ставить в пример дедушку. Я остановила работу ребенка, разрешив ему решать устно, а ответы записывала сама. Меня очень заинтересовал этот случай, так как все остальные действия правой рукой у ребенка не вызывали трудностей: книжка из руки не выпадала, ложку держал в руке крепко, молнию на куртке застегивал без затруднений. Я предложила ему закрыть дверь на ключ правой рукой, задание сделал быстро и легко. Но как только я предлагала взять ручку, карандаш, фломастер, картина повторялась. Мальчик очень боялся признаться родителям, что у него появилась странная проблема. И одноклассники не понимали, балуется он или заболел. В следующие несколько дней ребенок отказывался идти в школу, капризничал дома, старался избегать всяких разговоров и объяснений с родителями. Нарушился сон, аппетит, он стал раздражительным, вспыльчивым. Пора было мне вмешаться. Я понимала, что этот странный недуг по симптоматике очень похож на писчий спазм. Но в институте мы не изучали проблематику этого заболевания. В специальной литературе я не встречала его описания. Как мне разговаривать с родителями, как объяснить важность прохождения диагностики и определения проблемы, если я сама не владею предметом разговора. Надо суметь убедить родителей оказать помощь ребенку. Но само слово «психиатр» вызывало у родителей панику. В этом случае важен конструктивный диалог с родителями. Я настояла на прохождении обследования ребенка у психиатра и определении причины «странного недуга». Родители обратились за консультацией к детскому психиатру. После исследования неврологического статуса и прохождения электронейромиографии и МРТ с целью исключения органической патологии ребенку были назначены медикаментозная терапия и кинезиотерапия. Дело пошло на поправку. На фоне лечения мы тренировали навык письма, учились заново писать. Сначала на бумаге с разлиновкой писали фломастером черточки, кружочки, далее элементы букв, буквы и слова. Через 4 месяца упорного труда и восстановительного лечения ребенок вернулся в обычный ритм школьной жизни.
Еще в середине прошлого столетия писчий спазм считался неизлечимым расстройством, как лечить его не знали. При работе над этой статьей мне попалась интересная монография В.М.Габашвили, посвященная писчему спазму. Он лечил своих пациентов сном, 14-16 часов в сутки. Возможно, это неплохое лечение не только писчего спазма. В то время, когда не было конкретного лечения писчего спазма, психотерапевты пробовали переучивать больных писать другой рукой. Но из практики получалось, что писчий спазм скоро переходил и на другую руку. Этих людей относили к инвалидам. Это был приговор, они уже не могли продолжать дальше свое образование.
Психотерапевты относят писчий спазм к неврозам. Современные возможности психотерапии и фармакотерапии безграничны, и нет сегодня ни одного случая, когда от писчего спазма нельзя было бы избавиться.

Юлия ПАРШУКОВА,
педагог-психолог школы №1507