Определив целевую аудиторию 8-9-х классов - участников проекта, мы начали делать наши первые шаги в этом направлении: обменялись адресами электронной почты, зарегистрировались на портале Padlet.com, вывесили там небольшие презентации о себе, и понеслось...
Мы проводили регулярные встречи онлайн, на которых обсуждали разные, но в равной степени интересные для ребят из Дании и России темы. Это были и виртуальные экскурсии по столицам двух стран, и рассказы о своем хобби и своем городе. После общения в режиме онлайн мы получили приглашение от датской стороны посетить Данию, город Сёндерборг и ознакомиться с образованием Дании, культурой и образом жизни датчан. Команда из 11 школьников и 2 учителей посетила Данию в ноябре 2015 года. Все было новым и неожиданным. Наши дети были в восторге. Программа была насыщенная и во многом интерактивная. Каждый день в Дании был днем-проектом. Например, в Музее войны 1864 года в Сёндерборге ребята смогли поучаствовать в реконструкции одной из битв, примеряя на себя форму датских солдат, заряжая ружья той эпохи и жаря блины на открытом огне и тут же пробуя их. На следующий день вместе готовили датское национальное блюдо и затем дегустировали его.
В апреле 2016 года состоялся ответный визит датских школьников из г. Сёндерборг в нашу гимназию. 18 датских школьников и 2 учителей гостили в семьях наших ребят и учителей. В программе были посещение Музея 43-й армии в нашей гимназии, совместные уроки и просмотр сказки «Золушка» на английском языке. Далее программа включала брифинг в посольстве Дании в России, на котором посол Дании рассказал ребятам о 500-летней истории российско-датских отношений. Конечно, в программе были и обзорная экскурсия по Москве с посещением храма Христа Спасителя, Красной площади, экскурсии по территории Кремля и посещение Успенского собора. Вы спросите: на каком языке общались датские школьники с ребятами из нашей гимназии? Конечно, на английском! И не только общались, но и подружились, и думаю, что, когда вырастут и станут взрослыми, будут вспоминать Москву и очень теплый прием в московских семьях!
Датчане улетели. Волнения улеглись. Как-то я зашла в класс к ребятам и увидела на доске подтверждение того, что проект состоялся и успешно реализован. Классный руководитель попросил ребят нарисовать на листе бумаги формата А4, что удалось и запомнилось в учебном году. На каждом рисунке я увидела Данию, улыбнулась и подумала, что все не зря....
Через год в нашем проекте «Диалог культур» появилось направление «Восток». И школой-партнером стала харбинская старшая средняя школа №6 в Китае. Мы приняли делегацию китайских школьников и учителей в нашей гимназии и посетили харбинскую старшую среднюю школу №6 и столицу Поднебесной - Пекин. Харбин является воплощением слияния двух культур: китайской и русской. Этот город не похож на весь остальной Китай. Здешние традиции, кухня и архитектура имеют свою изюминку. Китайские фонарики, висящие на огромных, в два человеческих роста матрешках, непривычные нашему глазу пагоды, мирно соседствующие с домами русской архитектуры XIX века (такие же здания можно увидеть в центре Москвы), веселые и дружелюбные китайцы, поющие вам «Катюшу» на русском языке, и, наконец, главная пешеходная улица в городе, которая, как и в Москве, называется Арбат, - все это произвело на нас весьма сильное впечатление. Одним из самых ярких событий было посещение острова Солнца и парка тигров. Семьи китайских школьников приняли наших ребят очень тепло, и было очень тяжело расставаться. Особенно запомнилась местная кухня. Устройство школы было для наших учеников новым и очень интересным, а китайские ребята и учителя сделали эту поездку незабываемой. По отзывам наших ребят, Харбин покорил их сердца, и они очень хотят вернуться туда снова.
В этом учебном году международное сотрудничество расширилось, и наряду с харбинской школой мы заключили соглашение с чешской гимназией имени Карела Чапека. Общение началось с телемоста с нашими новыми друзьями из города Добржиш, Чехия. Телемост был посвящен грядущим праздникам: Новому году и Рождеству. Языки встречи - русский и английский. Встреча проходила в теплой и непринужденной обстановке.
В апреле мы были в Чехии, а уже в мае принимали чешскую делегацию в нашей школе. В один из дней пребывания чешских гостей в Москве был запланирован «День в школе». Силами наших ребят были проведены мастер-классы по росписи досок под Гжель, по изучению русских народных песен, по изготовлению пельменей и по русским народным играм. После окончания мастер-классов последовал обед из пельменей, приготовленных собственноручно нашими и чешскими ребятами. Вторая половина дня прошла в Измайловском кремле. Наши ребята с чешскими гостями побывали на развлекательной фольклорной программе «Традиции русского гостеприимства» в кремле в Измайлово. Ряженые девушки рассказали, а также продемонстрировали под звуки баяна, как водили хороводы с караваем на Руси. Ребята разучивали русскую кадриль, играли в оркестре на русских народных инструментах. Были также зажигательные игры в русских традициях. 31 мая чешские гости улетели домой. Улетели и увезли с собой самые яркие впечатления о нашей любимой Москве, русском гостеприимстве и своих сверстниках из России. Можно с уверенностью сказать: диалог культур на языке дружбы состоялся! И состоялся проект исключительно благодаря совместным усилиям наших ребят, родителей и педагогов!
В рамках межрегионального сотрудничества партнер нашей школы - Морозовская средняя общеобразовательная школа Великоустюгского района Вологодской области. В рамках межрегионального сотрудничества состоялся обмен группами школьников и учителей в феврале и апреле этого года.
Проект «Диалог культур», сохраняя структуру и преемственность, каждый год наполняется и новым содержанием. Взаимодействие нашей школы и школ-партнеров способствует воспитанию учеников, которые интересуются культурой и историей, межкультурному обмену, ломке стереотипов и предрассудков между народами. В результате обменов визитами со школами других стран наблюдается интересная тенденция. Мы не только изучаем опыт зарубежных коллег, но и сами можем многому научить. И нам очень важна оценка нашей работы коллегами из других регионов и стран.

Ольга МОСТЫНЕЦ,
заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию школы №1507