Поиску ответов на заданные вопросы был посвящен созданный нами по инициативе детей проект «Все о вулкане и полезных ископаемых». Именно такие многогранные явления, как вулкан и несметные богатства недр Земли, вызвали глубокий интерес и бурные эмоции у воспитанников подготовительной группы.
Решение задач экологического воспитания и образования заставило нас задуматься о том, как преподнести детям новые знания в доступной и интересной форме. Ответ был однозначен: конечно, в форме игры. Но игра в познании без фактов - это скучно. Поэтому мы приняли решение соединить игру и теоретические знания детей в проект, который строится на интересных логических и словесных, подвижных и театральных играх, экспериментах и опытах.
Сочетание игровой и поисковой деятельности - почва для создания благоприятных условий в деле развития дошкольников. В формировании навыков познания мы уделили большое внимание экспериментированию. Экспериментирование для ребенка не только игра, перевоплощение, но и особый способ освоения действительности, узнавания нового. В данном случае ребенок становится участником и носителем предметно-практической деятельности. В этом предметно-практическом взаимодействии предметы в большей степени выражают свою суть, скрытую в повседневной жизни. Наглядность, открытость эксперимента вовлекает детей в исследование и получение результатов. Эти же принципы привели к рассмотрению вулкана с иной точки зрения.
В традиционном понимании вулкан выступает как грозная, уничтожающая природу и человека сила. В ходе реализации проекта маленьких исследователей стали волновать вопросы: Может ли энергия вулкана быть полезной людям? Как ее использовать в мирных целях? И что для этого человечество может придумать?
И тогда зародилась идея квест-игры - одного из мероприятий по реализации заданного проекта, которое стало лауреатом конкурса методических разработок педагогов «Экологическое образование и воспитание» Городского экологического фестиваля «Бережем планету вместе». Как же все начиналось?
Изучение подземных богатств привело нас к изучению вулкана как многогранного явления природы. Работой над проектом заинтересовались и родители, которые оказывали всестороннюю помощь и поддержку. Помимо работы с научной информацией мы подходили к раскрытию данной темы творчески. Так у нас родился сам вулкан, образ-макет, который выступает в играх, сказках, экспериментах и опытах. Благодаря заинтересованности детей и их желанию продолжать приключения проект развивался дальше.
Мы сочинили сказку о нашем герое. Вернее, сказ на старославянский лад, который получил название «Сказ о царице Природе и славном сыне ее, князе Вулкане». Сказ требовал преобразования макета. Вулкан ожил, стал светиться и извергаться.
Знакомство с профессией вулканолога и придумывание его костюма нас вдохновило, и зародилась идея очередного эксперимента. Чтобы продемонстрировать свой эксперимент, мы обратились к игре как ведущей деятельности ребенка. Интерес вызвала квест-игра, актуальная и популярная среди школьников, но малоизвестная дошкольникам. Эта форма игры дает возможность детям научиться применять полученные знания и навыки, почувствовать себя единой командой, учит их анализировать, обобщать и делать выводы, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.
Этапы квеста «В поисках даров вулкана» связаны одной общей идеей: вулкан - природное явление, предоставляющее человечеству несметные богатства.
Найденный на прогулке при раскопках снега чемодан с кодовым замком заставил детей задуматься и решительно идти к цели по намеченной схеме, выполняя одно за другим нелегкие задания. Расшифровав код, дети открыли чемодан и нашли в нем загадочное письмо с заданиями и пробирку с неизвестной массой. Прочитав схему, ребята отправились в «Музей полезных ископаемых», где, разгадав кроссворд, получили следующее задание и приступили к постройке лабиринта в поисках загадочного сундука. Следующее задание привело ребят в лабораторию вулканологов, где они построили трубопровод для использования энергии вулкана. Детский азарт достиг кульминации при проведении эксперимента, который привел к получению электричества и возгоранию лампочки в домике. Увидев свет, загоревшийся в избушке, дети пришли в неописуемый восторг и почувствовали себя настоящими волшебниками.
В ходе эксперимента дошкольники самостоятельно сделали вывод: энергию вулкана можно использовать в мирных созидательных целях. Значит, вулкан может приносить не только вред, но и пользу. Сделав выводы о пользе вулкана, дети направились к последнему пункту назначения и встретились с богом Гефестом, от которого узнали тайну пробирки с неизвестной массой.
Пытливые детские умы заставляют нас придумывать все новые и новые формы совместной деятельности. Их жажда знаний и стремление познавать рождают новые идеи. Эмоциональный настрой детей и их желание исследовать неизведанное помогают нам создавать новые и новые проекты.
Наши приключения продолжаются! Мы стремимся к новым открытиям!

Олеся СОРОКИНА, старший воспитатель школы №1507;
Елена ГРИГОРЬЕВА, Лилия САВИЦКАЯ, воспитатели школы №1507