Данные идеи положены в основу разновозрастного метода обучения в учебной группе, между педагогами, между школой и окружающими ее структурами. Сотрудничество всех участников образовательного процесса становится ведущим типом отношений: ученики становятся в группе своеобразными учителями своих товарищей, они не только воспроизводят знания, но и встраивают их в собственную деятельность. А ведь давно известен педагогический принцип: учится тот, кто учит. Ученик систематически выполняет три функции: учится, обучает и управляет учебным процессом. На таких занятиях широко используются разные виды и приемы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия учащихся. Это становится возможным за счет построения обучения с использованием четырех организационных форм: индивидуальной, парной, групповой, коллективной (работа в парах сменного состава).
Некоторые из принципов разновозрастного обучения успешно реализуются, на наш взгляд, в современной московской школе, где возможна вариативность и гибкость учебных программ, их индивидуализация, в том числе путем использования ресурсов Московской электронной школы.
Так, на уроке внеклассного чтения в 7-м классе при изучении повести Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» ребята неожиданно предложили «выйти» с наработанным материалом к ученикам 5-го класса. Этот момент стал для семиклассников новым этапом изучения творчества английского писателя, а для пятиклассников - его открытием. Деятельное сотворчество всех участников образовательного процесса (учителя-словесника, учеников и их родителей) привело к созданию нового учебного занятия «Традиции английского чаепития», которое интегрировало в себе знания ребят не только по литературе, но и по культурологии, английскому языку. В процессе подготовки к занятию учениками был проанализирован материал по теме, создан видеоролик, в котором семиклассники рассказали о традициях английского чаепития, составлены вопросы викторины по главе «Безумное чаепитие» из сказочной повести Л. Кэрролла и самое главное - продуман сценарий урока для учеников 5-го класса, успешно впоследствии реализованный семиклассниками. В свою очередь пятиклассники, успешно защитив на одной из конкурсных площадок совместный проект «Каталог волшебных предметов из русских народных сказок», решили рассказать ученикам 1-го класса о своей работе, что стало также началом сотрудничества в другой разновозрастной группе. Под руководством наставников пятиклассники составили сценарий выступления-беседы, подготовили презентацию своего проекта. Результатом совместной работы стало обогащение знаниями в области русского фольклора как учеников 5-го, так и 1-го классов.
На сегодняшнем этапе развития российского образования принципы разновозрастного обучения, разработанные и успешно реализованные еще в советской школе, могут быть как никогда востребованными, так как, во-первых, они позволяют обеспечивать индивидуальные темпы и способы усвоения знаний всем ученикам в независимости от их подготовленности. Речь при этом идет не о снижении планки требований или сокращении объема содержания обучения для отдельных школьников. Учитываются возможности, способности, особенности каждого ребенка, а также то, что ученик уже знает, какие у него затруднения, к изучению чего он готов приступить. Во-вторых, коллективный характер учебного процесса определяется формулой «каждый - цель, каждый - средство». Иными словами, каждый ученик решает свои задачи в разных взаимодействиях, в разных временных объединениях (кооперациях) с остальными ребятами, которые помогают товарищам и сами в это время глубже постигают учебный материал.

Елена БАРСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1507, кандидат педагогических наук