Такой результат радует, но не освобождает нас, педагогов, от продолжения работы над проблемой, которая в наше время не только не утрачивает актуальности, но становится, пожалуй, одной из главных.
Современный ученик оказался в особом положении: с одной стороны, на него направлен избыточный поток информации, и прежде всего не из книг, а с электронных носителей; а с другой - в начальной школе ребенок еще не владеет достаточным опытом, чтобы уметь отфильтровать по степени нужности и полезности обилие получаемой информации. Поэтому начальная школа должна стать первым и главным местом, где ребенок начинает в системе знакомиться с разными видами текстов, их носителями, то есть начинает учиться работать с потоками окружающей его информации.
Важно создать у ребенка познавательную мотивацию и понимание важности книги в жизни человека. Книга под руководством учителя должна стать другом, который научит, поможет найти ответы на многие жизненные вопросы, расскажет интересные истории об окружающем мире. Мы предлагаем более близкое знакомство с книгой начинать в музее книги и музеях писателей. Здесь учащиеся смогут узнать об истории создания книг, о том, как люди во все века ценили и оберегали их, как находили современные способы для создания книг, познакомятся с поэтами и писателями, узнают историю создания произведений.
Для закрепления мотивации к чтению необходимо работать не только с учениками, но и с их родителями. Мы предлагаем ввести в вечернее общение родителей с детьми чтение как обязательный момент и рекомендуем читать 5-10 минут перед сном. По данным психологов, именно в это время эмоциональная память надолго фиксирует те впечатления, которые получил ребенок перед сном. Для такого чтения мы советуем подбирать произведения по особым характеристикам: текст должен быть интересным, отвечать задачам воспитания - умственного, нравственного, эстетического; иметь одну сюжетную линию; художественный образ должен выражать одну мысль - идею; позиция автора должна быть четко выражена. Очень подходят для таких упражнений рассказы для детей Л.Толстого или «Сказки с моралью» Феликса Кривина. Эти произведения короткие и увлекательные.
Мотивация у ребенка появляется тогда, когда чтение становится постоянным и интересным. Поэтому необходимо всегда обсуждать с детьми прочитанное. Надо ежедневно при обучении чтению объединять два процесса: работу над техникой чтения и работу по анализу содержания текста. Важна не длительность, а частота и ритмичность таких упражнений. Надо помнить, что сформированный навык чтения лежит в основе освоения любого предмета, поэтому мы стараемся, чтобы работа по формированию и совершенствованию этого навыка стала общей для учителей всех дисциплин. По оценкам психологов, на успешность обучения влияет более 200 факторов, но осмысленное чтение - фактор №1.
Однако мы все время должны помнить, что чтение - это творческий процесс формирования личности ребенка. Чтение - это тяжелый труд для ребенка, притом что результата этого труда, как правило, он сиюминутно увидеть не может. При обучении чтению мы все время стараемся работать над значением слова... Вот один из трудных случаев, мимо которого легко и пройти. Читаем строчку из рассказа Бианки «Первая охота» о щенке, который побежал на луг охотиться за «дикими зверями и птицами»: «Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!» - думают они про себя (звери, птицы и насекомые). Как в таких случаях должен рассуждать юный читатель? Постоять - это находиться в вертикальном положении, не двигаясь или стойко держаться, не отступать, выдержать нападение?
Таких примеров можно привести много. И задача учителя состоит в том, чтобы приучить ученика стремиться к точному пониманию смысла слова и точному его использованию. Для этого существует много известных методик, но вопрос работы со значением слова в начальной школе требует большего внимания, чем раньше. Сознательность чтения мы стараемся развивать через систему заданий. Текст всегда должен обсуждаться. Здесь нет необходимости приводить примерные вопросы для анализа. Каждый учитель их может составить. Но всегда необходимо выявить личную оценку ученика: что понравилось? Почему? Что запомнилось? Почему?
Развитие навыка чтения идет только тогда, когда прочитанное соотносится с личным опытом ученика и получает читательскую оценку. Продуктивным методом мы считаем работу над интонацией чтения, то есть над ударением, темпом, ритмом речи, повышением и понижением голоса, паузами. Без этой работы усвоения содержания текста не может быть. Последовательность такой работы дает и результат - наши дети читают охотно! К концу начальной школы они могут сами составить список прочитанных книг, чтобы рекомендовать тем, кто младше. Более сильные ученики могут составить аннотацию к любимой книге. Итогом каждого учебного года может быть игра в классе на разные темы, связанными с читательской компетенцией, - «Читательский ринг», «Я стал писателем...».
Сегодня каждому педагогу новые возможности в решении проблем обучения чтению, безусловно, дает присутствие в дидактическом и содержательном пространстве библиотеки Московской электронной школы. Система МЭШ может существенно помочь в приобщении детей к чтению. Здесь представлены колоссальные возможности учителям Москвы делиться своими наработками по данной проблеме, использовать банк литературных произведений, видеоматериалы, сценарии уроков, разработанные коллегами, размещать иллюстративный материал к урокам, в том числе портреты писателей, обложки книг, звуковые файлы с примерами художественного чтения произведений и многое другое. Наличие такого профессионально отобранного материала поможет педагогам создавать более яркие, современные уроки, направленные на целостное развитие личности каждого ребенка.
Развитие навыка чтения и приобщение детей к миру книги процесс длительный и трудоемкий, но результатом этой работы ребенка, учителя и родителя становится «ученик - человек читающий», ученик, уверенно владеющий одним из основных инструментов познания мира.

Светлана МУРАВЬЕВА, учитель начальных классов школы №1273