Турниры юных - это командное интеллектуальное состязание учащихся в умении решать исследовательские естественно-научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях - научных боях.
Цель турниров - вовлечение учащихся в творческую деятельность и приобщение их к нормам и стилю работы научных коллективов.
Турнир не похож ни на привычные для школьников олимпиады, ни на менее привычные для них научные конференции, хотя сочетает в себе какие-то черты и того, и другого. Турнир необычен и привлекателен - во всем! Все начинается с задач, которые часто и не похожи на задачи, это скорее вопросы, продиктованные самой жизнью и, как правило, сформулированные обычным бытовым языком. Чтобы на них ответить, необходимо понять, что это задача. Может быть, ее решение лежит на поверхности, и достаточно вникнуть в содержание школьного курса, а может оказаться и так, что даже современная наука не знает точного ответа, и тогда необходимо провести целенаправленное творческое исследование.
Важной особенностью турнирных задач является их многоуровневость: такие задачи могут решать и школьники, и учителя, и серьезные ученые, и целые научные коллективы, при этом каждый на своем уровне может достичь достойных внимания результатов.
Конечно, такие задачи не решишь за день, да и за месяц это сделать непросто. Поэтому, во-первых, они даются на достаточно большой срок, во-вторых (это чрезвычайно важно!) они решаются коллективно. Коллективность - вторая существенная особенность турнира. Работа в коллективе позволяет максимально развить творческий потенциал каждого участника команды, провести сложные лабораторные исследования, привлечь всех, кто может реально помочь в решении турнирных проблем. Все это приводит к совершенно новому уровню взаимоотношений между учителем и учеником - сотворчеству.
После завершения длительного и трудоемкого процесса решения задач турнир переходит в соревновательную фазу: командам предстоит встречаться в очных научных боях. Защита правильности своего решения в открытой научной дискуссии - это третья важная особенность турнира. В проведении научного боя очень ярко выделен игровой соревновательный момент. Конкурсный, соревновательный элемент в представлении результатов своего труда чрезвычайно притягателен.
Во время очных встреч команд обсуждение заданий турнира происходит в виде научной дискуссии. Форма дискуссии напоминает научный семинар или защиту диссертации. Во время научного боя каждая команда поочередно выступает в роли докладчика, оппонента и рецензента. Выступление каждой команды оценивается профессиональным жюри.
В начале действия команда оппонента вызывает команду докладчика на обсуждение одного из заданий турнира. Если вызов принят, один из членов команды докладчика выходит и представляет свое решение проблемы.
После этого команда оппонента задает докладчику уточняющие вопросы и в течение небольшого времени готовит выступление. В своем выступлении член команды оппонента критикует докладчика, обращает внимание на недочеты и ошибки в понимании проблемы и в ее решении. После выступления оппонента происходит дискуссия между докладчиком и оппонентом, в которой докладчик защищает свои результаты.
После этого выступает один из членов команды рецензента. Он оценивает результаты дискуссии и выражает свое мнение относительно выступления обеих команд. Члены жюри выставляют оценки всем участникам, после чего ведущий объявляет об окончании первого действия. После короткого перерыва начинается второе, а затем и третье действия, во время которых команды меняют свои роли.
В школе №1101 малый турнир проводится ежегодно, во время недели естественных наук. Школьники 7-9-х классов состязаются в решении задач естественно-научного профиля, кураторами команд являются ученики 10-11-х классов - участники турниров всероссийского уровня прошлых лет. Из числа наиболее увлеченных исследователей формируется команда для участия во всероссийских турнирах юных. Таким образом, происходит эффективный поиск, поддержка и развитие творческой молодежи. Участие в турнирах юных помогает справиться с формализмом школьной скамьи, который губит ростки любознательности.

Ольга ВЕСЕЛКОВА, учитель биологии школы №1101;
Наталья СИДЕЛЬНИКОВА, учитель начальных классов школы №1101;
Сергей ИЛЮХИН, учитель физики школы №1101