Издавна игре уделялось большое внимание учителями и воспитателями, так как игра развивает фантазию и в ряде случаев игровые технологии успешно решают различные проблемы, в том числе и в развитии коммуникативных навыков. Используя игровые моменты на уроках, могу ответственно заявить, что это не только способ проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся мотивации к учению и умения сотрудничать при решении общих задач.
Идеи и тематика игр придумываются мною и самими учениками. Некоторые наши «придумки» воплощались в школьные проекты, которые занимали призовые места на окружных и городских конкурсах. Сегодня нашими тематическими играми, такими как «Лингвистическое лото», «Домино по средствам выразительности», «Волшебные кубики», пользуюсь на уроках и внеклассных занятиях не только я, но и мои коллеги по школе. Эти игры были одобрены учителями-филологами России в образовательном центре «Сириус» в Сочи.
Игра, создавая зону «ближайшего развития», позволяет ученику стать на голову выше себя. Обилие созданных учителем игровых ситуаций на уроке - один из показателей его мастерства. Предлагаемый мною материал способствует развитию у школьников творческого потенциала, мотивации к учению, навыков самостоятельной коллективной работы. Игра вовлекает весь класс в процесс урока - ведь играть любит большинство, а наблюдать за игрой - абсолютно все.
Одна из привлекательных форм урока - это ролевая игра. Уроки с элементами театрализации положительно воспринимаются учениками и их родителями. Невозможно не заметить у школьников рост интереса к истории, культуре, искусству. Ребенку нравится комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом. Так у подростка формируется новая психология - творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему. И возникают самые замечательные уроки - уроки-театры, уроки-спектакли, в которых дети выступают в роли и актеров, и режиссеров, и осветителей, и художников, и постановщиков. Цель ролевой игры - представить, как то или иное произведение школьной программы можно было бы поставить на сцене. Это своеобразная игра в театр, когда класс должен объединиться в труппу. Учитель не дает никаких объяснений. Ребята сами решают, в каком ключе будет проходить предлагаемый спектакль, в какой ипостаси будет выступать каждый. Произведение прочитано, проанализировано, а акценты расставят учащиеся. Это будет итоговое занятие по тому или иному произведению, как правило драматическому.
Не меньшей популярностью у учащихся пользуются уроки-расследования, на которых судят литературных героев. Да, судят! Самым настоящим судом: с защитниками, обвинителями, свидетелями... И, конечно, руководит процессом строгий, но справедливый судья... Как показала практика, заинтересованность учеников в проведении подобного рода уроков оказалась выше всяких ожиданий, желание активного участия в них привело к необходимости перехода отбора участников на конкурсную основу. Успешное же проведение судебного расследования требовало не только знания первоисточника - авторского произведения, но и его анализа...
И в создании сценария, и режиссуре урока ребята работают в группе, и такой вид деятельности предоставляет всем детям возможность попробовать себя в разных амплуа - происходит смена лидерства, ролевых функций: дети взаимообучают друг друга, обмениваются информацией, импровизируют... Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и понимания литературного произведения. Такие занятия позволяют подросткам проявить индивидуальные способности, помогают экспериментировать, демонстрировать свои умения. В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр - два вида искусства, общим для которых является слово.

Марина ХАБАЗОВА,
учитель школы №17