Моя история взаимодействия с МЭШ необычна. Если в жизнь большинства московских педагогов она была привнесена извне, то у меня все вышло наоборот - сначала я познакомился с МЭШ, а потом уже пришел в школу. Ведь МЭШ - это не только аппаратное и программное обеспечение, но и люди, которые научат тебя всем этим пользоваться - тьюторы.
Будущим тьюторам на обучении читают лекции и ведут практические занятия специалисты Департамента образования города Москвы - люди, работавшие в первых тестовых школах и участвовавшие в разработке проекта с первых его дней. Обучение идет примерно два месяца, каждый учебный день посвящен отдельному компоненту системы - работа в библиотеке образовательных материалов, работа с «железом», подключение к школьной сети - каждому нюансу уделяется много времени. После - практические занятия. В одной части обучения мы тренировались вести занятия по предмету: внятно и толково рассказывать об основных элементах структуры, уметь передавать свои знания людям, которые с компьютером не на «ты». Во второй же мы тренировались делать уроки и образовательные материалы для библиотеки - то есть то, чем сейчас занимаются многие учителя, кстати говоря, получающие финансовое поощрение от Департамента за свои труды.
И вот, после прохождения всех аттестаций и экзаменов, меня отправили в школу №1532. Конечно, сначала было немного страшно. Ведь учителя относились к МЭШ с определенной опаской и с трудно скрываемым скепсисом. Но это более чем нормально, ведь преподавательская среда по своей сути консервативна и на первых порах с неудовольствием воспринимает новое. Но это только на первых порах.
В течение первых двух месяцев в школе я отчетливо видел результаты собственного труда. Многие учителя освоили базовые навыки работы в МЭШ еще в августе, до того как я пришел в школу, поэтому наши занятия (часто - индивидуальные) были уже посвящены чему-то конкретному: «Как сделать качественный интерактивный урок?», «Какие возможности интерактивной панели нам неизвестны?», «Как интегрировать МЭШ в готовые планы уроков?» - постепенно учителя стали создавать свои уроки и атомарные материалы, обмениваться ими, использовать чужие, выложенные в общий доступ. Изменились и разговоры в учительской. Если раньше обсуждение МЭШ было обсуждением МЭШ вообще, в целом, то сейчас уже подмечались мелкие нюансы: «Вот это вот хорошо, а вот это стоит доработать». Всех своих подопечных я активно агитировал не стесняться и писать в техподдержку - в итоге мы не нашли ни одной нерешаемой проблемы, а вот полезных мыслей подкинули разработчикам немало.
Позже мне представилась возможность оказаться на месте учителей, с которыми я работал. Мне предложили остаться и стать сотрудником школы №1532. Сначала предложили вести информатику, но потом, узнав, что в дипломе у меня написано «учитель русского языка и литературы», предложили должность, более соответствующую моим профессиональным навыкам. И я вам скажу, МЭШ сэкономила мне немало часов сна. Ведь я могу работать с материалами библиотеки МЭШ, созданными опытными коллегами, подбирать какие-то, более подходящие мне и моим учащимся. Это очень ускоряет интеграцию молодых учителей в рабочий процесс, ведь у них перед глазами сотни примеров того, как можно преподать ту или иную тему, множество практических заданий, новых методик, которые можно использовать, или же, вдохновившись опытом коллег, сделать что-то самостоятельно. Думаю, что польза данного проекта очевидна и для опытных педагогов, но наиболее ярко она отражает свои плюсы именно в случае с начинающими.
Кстати, про новичков в профессии. Тьюторы объединены в «локации» - небольшие бригады, имеющие общего куратора. Сейчас многие, с кем я учился или же работал в одной локации, также работают в школе. Кто-то стал учителем информатики, кто-то, как и я, пошел по своему профилю (учителя истории, английского, математики), кому-то была предложена методическая или административная работа, кто-то занимается технической частью - установкой аппаратного обеспечения в рамках МЭШ. Таким образом, МЭШ помогает неопытным профессионалам найти себя в сфере образования, становится источником обновления педагогического состава московских школ, платформой для подготовки и «раскрутки» компетентных молодых кадров.
Учитывали ли разработчики, что МЭШ принесет пользу с такой неожиданной стороны? Конечно, вряд ли. Но, думаю, здесь работает простой вселенский закон - когда делаешь что-то по-настоящему полезное и правильное, польза всегда оказывается больше, чем ты сначала ожидаешь.

Петр ВОЛОШИН,
учитель русского языка и литературы школы №1532