Что такое электронная библиотека?
Общегородская библиотека электронных образовательных материалов включает образовательные ресурсы как в традиционном виде: учебники, пособия, хрестоматии, так и современные медиаресурсы: образовательные ролики, изображения, интерактивные приложения и сценарии уроков.
На сегодняшний день в библиотеке МЭШ находятся сотни электронных учебников и интерактивных сценариев уроков, доступ к которым имеют любой учитель и обучающийся. Библиотека позволяет учителю не только пользоваться готовым электронным контентом, но и создавать собственный. Доступ в библиотеку - по прямой ссылке или через электронный журнал-дневник.

Как создать сценарий урока?
Сценарий урока создается в специальном интерфейсе общегородской платформы электронных образовательных материалов и после модерации методистами Городского методического центра в случае его одобрения добавляется в электронную библиотеку. После этого сценарий урока становится доступен каждому учителю и ученику. Интерфейс предполагает разделение материала на три носителя: интерактивную панель, планшет учителя, планшеты учеников.
К контенту электронной библиотечки предъявляются следующие содержательные требования:
- отсутствие содержательных и логических ошибок;
- доступность и понятность содержания любому обучающемуся независимо от пола, национальности и так далее;
- отражение междисциплинарного подхода и другие требования.
Методические требования включают:
- корректно выбранные уровень образования, предмет, уровень изучения, контролируемые элементы содержания;
- содержание, соответствующее требованиям ФГОС к результатам обучения, примерной основной образовательной программе соответствующего уровня образования, возрастным особенностям обучающихся;
- разнообразие и чередование видов деятельности (не менее 5 видов деятельности).
Сценарий урока должен содержать видео- и (или) аудиозаписи; текст; не менее одного интерактивного задания, не менее одного задания, аналогичного формату международных и национальных исследований качества образования; тестовые задания; не менее одного задания, аналогичного формату ГИА, ВПР; задания, связанные с регионом проживания обучающихся; задания, обеспечивающие применение полученных знаний в практической деятельности; задания, позволяющие организовать групповую деятельность обучающихся и коммуникацию; задания на самопроверку после каждого содержательного блока.

А как применить теорию
на практике?
Автор статьи создал прошедший модерацию сценарий урока на тему «Почвы России» из курса «География России» 8-го класса. Для закрепления материала предыдущего урока имеются тестовые задания на темы «Что такое почва?» и «Процесс формирования почвы». В этапы изучения нового материала включены задания по работе со схемой, текстом и картами. На этапе закрепления нового материала в сценарии есть задания из банка ОГЭ по географии и задания в формате международных исследований. Начало и конец сценария связывает проблемный вопрос.
На этапе актуализации знаний с прошлого урока мы обсуждаем почвенные горизонты. На интерактивной панели представлена фотография разреза чернозема и вперемешку буквы почвенных горизонтов. От учащихся требуется установить соответствие между почвенным горизонтом на профиле и буквой, которой он обозначается, и устно дать определение каждому из них.
А вот пример задания, обеспечивающего применение полученных знаний в практической деятельности. На панели - почвенная карта Московской области.
На планшетах учеников задание: «Вы выбираете, где купить участок земли в Московской области для выращивания картофеля, моркови, лука и других сельскохозяйственных культур для собственного потребления. Пользуясь почвенной картой Московской области, определите, вблизи каких городов почва принесет наибольший урожай, а вблизи каких наименьший».
С целью анализа результатов описанного урока было проведено тестирование школьников. Средний балл составил 4,23 балла. При изучении предыдущих тем ресурсы МЭШ не использовались. По теме «Климат» аналогичный показатель равнялся 3,53 балла, а по теме «Гидросфера» - 4,1 баллов. Исходя из полученных данных, можно сформулировать предварительный вывод о повышении уровня усвоения учебного материала школьниками при использовании образовательных ресурсов МЭШ.

Как включить учеников в пользование МЭШ?
На уроке, чтобы синхронизироваться с интерактивной панелью и устройством учителя, ученикам необходимо скачать приложение «МЭШ» на свой смартфон или планшет. Логин и пароль от приложения нужно взять в веб-версии электронного дневника. Ученики не тратят свой интернет-трафик: в школе провели сеть wi-fi «Study».
После чего ученики в своем устройстве могут выполнять задания и решать тесты. Учитель наблюдает за ходом работы. А затем ему не нужно тратить время на проверку, поскольку по завершении программа сама проверяет решенные задания.
При подготовке домашнего задания или при пропуске занятия ученик может вернуться к сценарию урока через электронную библиотеку. Именно с помощью балансирования между живым общением с педагогом и самостоятельной работой ученика со сценарием урока можно добиться высоких образовательных результатов в Московской электронной школе.

Даниил ПЕРХУЛОВ, учитель географии школы №1273