Во-первых, он эрудит! Он ведет 8 и более предметов: русский язык, чтение, математику, природоведение, физкультуру, пение, рисование, труд! Так было 20 лет назад. Сейчас нагрузка стала больше. В национальных республиках России к русскому добавлен родной язык. Природоведение заменили на окружающий мир. Вместо уроков труда ввели технологию. В технологии есть раздел информатики. Этим не ограничились. В 4‑м классе добавили предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Впечатляет? Добавьте сюда классное руководство. Для успешного проведения занятий учителю недостаточно глубоких знаний. Каждый возраст требует особого подхода. Чуткий педагог и детский психолог Шалва Амонашвили объяснял, что, работая с шестилетками, надо учитывать разницу в возрасте в три и тем более в шесть месяцев. Вот такая тонкость в методике преподавания ученикам первого и второго классов. «Основы религиозных культур и светской этики» - предмет особенный и не всякому взрослому понятный. Детям девяти лет тем более.
Учитель начальных классов перегружен. Пять или шесть дней в неделю он напряженно работает первую половину дня. Во второй половине дня он анализирует прошедшие уроки и события, проверяет тетради и готовится к следующему дню. У него не остается времени на отдых и самообразование. Через несколько лет такой работы он может перестать развиваться. Эмоциональная перегрузка ведет к нервному истощению. Он не может расслабиться. За ним пристально следят - завуч, директор школы и родители.
Учителя начальных классов нуждаются в помощи и уменьшении нагрузки. Необходима также методическая помощь по каждому предмету. Такие пособия есть. Меня заинтересовало пособие к учебнику «Технология для 4‑го класса. Авторы Узорова О.В. и Нефедова Е.А. Изд. АСТ 2012 г.». Пособие адресовано учителю. Его содержание и построение заслуживают того, чтобы рассказать о нем. Начинается издание с пояснительной записки. Цели программы:
1. Развитие творческого потенциала личности ребенка. Мышления, воображения, сенсорики, мелкой моторики рук. Пространственного воображения, технического, логического, конструкторско-технологического мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.
2. Формирование начальных технологических знаний, трудовых умений, способов планирования и организации труда, способности объективно оценивать результаты работы. Формирование универсальных учебных действий: наблюдение, сравнение, анализ, классификация, обобщение.
3. Формирование знаний о роли человека в преобразовании окружающего мира, о народных традициях, о мире профессий.
4. Воспитание трудолюбия.
В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов поставлены три группы задач:
1. Образовательные: 6 задач.
2. Воспитательные: 7 задач.
3. Развивающие: 13 задач.
Всего 26 задач! Прибавим 25 целей. Поражает обилие терминов и требований. Их надо запомнить и выполнить?
Читаем дальше. Предмет «Технология» состоит из 4 разделов:
1. Объемное конструирование из бумаги и других материалов. На эту тему отводится 16 часов. Предлагаемые изделия: вертолетик, пуговичная вертушка, волшебный цветок, чудо-мост, колодец, Пизанская башня.
2. Конструирование из природных и рукотворных материалов, знакомство с окружающим миром. 14 часов.
Темы: «Возникновение профессий», «Ведение экономичного хозяйства», «Экономия природных ресурсов», «Уборка дома, здоровое питание, личная гигиена».
Изделия: сувенирный веник, мешочек для трав, гипсовый подсвечник, кукла пиньята, ящерка (бисероплетение), елочные игрушки из бисера.
3. Работа с текстильными материалами. 16 часов.
Темы: «Талисманы, амулеты», «Пряжа и плетение», «Спецодежда», «Деловой костюм. Этикет. Галстук», «Виды швов. Заплатки», «Профессия «дизайнер», «Проект оформления детской комнаты».
Изделия: плетение оберега «Божье око», «Ловец снов», грелка-курица, спиральные розы, сумка-мешок из джинсов.
4. Устройство и работа компьютера. Программы Paint, Word, Интернет и работа с ним. 22 часа.
В этом разделе объясняют правила работы на компьютере, что такое виртуальная реальность и ее применение, знакомят с возможностями фотошопа и компьютерными вирусами.
Вы обратили внимание на широту тем? Все это изу­чить за 68 часов!
Какую пользу и помощь может извлечь учитель из этого пособия? С самого начала оно перегружено ненужной информацией. Прочитать 95 страниц тяжелого текста - большой труд. Учителю начальных классов приходится читать методики по восьми (!) предметам.
Методическое пособие строится иначе. Вначале по каждой теме предлагаются варианты объектов труда, в процессе изготовления которых учитель может решить поставленные программой задачи. В технологии изделий заложены операции и знания, которыми должен овладеть ученик. Методист обращает внимание учителя на трудности, которые могут встретиться, и рассказывает, как их преодолеть. Поменьше сложной терминологии, побольше практических советов.
Не легче пособие по предмету «Окружающий мир для 2 класса. Авторы А.А.Плешакова и А.Е.Соловьева». Поэтому очень хочется обратиться к тем, кто создает эти пособия. Товарищи ученые, пишите для учителей простыми словами и покороче. А на своих ученых советах угощайте друг друга и метапредметными, и интегративно ориентированными, и даже регулятивными компетенциями. В последние десятилетия содержание начального образования сильно изменилось. Вместо природоведения ввели окружающий мир, вместо труда - технологию. Термин «технология» труден для понимания детьми 6‑9 лет. Сложно и содержание предмета. В плане общего развития уроки труда давали детям больше. Гибрид уроков труда с информатикой - неудачное сочетание. Видимо, настало время серьезно обсудить содержание некоторых учебных предметов и нагрузку учителей начальных классов.

​Владимир СЕМЕНИХИН, бывший преподаватель МПГУ, ныне пенсионер, Израиль