Количество учащихся и воспитанников дошкольных групп стабильно многие годы: 50 школьников и 35 дошкольников. В 2018 году ожидается рекордное за последние годы количество первоклассников - 11 человек. Школа обеспечена учителями-предметниками, есть приток молодых учителей. Два корпуса школы, конечно, требуют ремонта, но не находятся в аварийном состоянии.
У нас другая проблема: с прошлого года школа потеряла статус малокомплектной только потому, что в получасе езды от нас есть средние школы, а значит, над нами навис дамоклов меч оптимизации.
Я часто спрашиваю себя: «А успешна ли наша практика? В чем смысл существования нашей школы?» Вот вопросы, на которые я решилась ответить.

Чем наша школа привлекательна для детей и родителей?
У школы рядом с домом есть свои преимущества. Среди них - шаговая доступность; возможность учиться в классах с малой численностью, где индивидуальный подход к ребенку осуществляется почти на каждом уроке; своевременно ликвидируются пробелы в знаниях ученика; имеется возможность вовлечь в активную познавательную деятельность на уроке каждого; нет проблем с дисциплиной, на уроках отношения доброжелательности и взаимопомощи; знание особенностей каждой семьи и др.
Но только тогда это все привлекательно, когда есть положительный результат в обучении и воспитании!
Средний балл ГИА в прошлом учебном году был равен республиканскому по трем предметам, по математике выше республиканского, а по одному предмету - немного ниже.
Все выпускники продолжают обучение в 10‑х классах средних школ и средних профессиональных учебных заведениях Карелии и России. У нас хорошие результаты ВПР.
В октябре 2017 года успешно прошли проверку качества образования выпускники начального и основного уровней во время контрольно-надзорной проверки Министерства образования Карелии (100% - начальный уровень и 87% - основной).
Есть в школе дети особой заботы (в карте значился диагноз замедленное психическое развитие), которым к 9‑му классу сняли диагноз. Значит, в школе есть условия и для выравнивания, хотя у нас нет ни медика, ни психолога).
Стараемся мы развивать детей и во внеурочной деятельности. Проводим кружки, которых, конечно, недостаточно, но близость учреждений дополнительного образования Медвежьегорска - поселков Пиндуши и Повенец - помогает решать эту проблему. Мы стараемся как можно больше привлекать детей к участию в различных познавательных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Есть победители района в «Живой классике», конкурсах рисунков.
Занимаемся проектной, исследовательской деятельностью. В 2017 году заняли 3‑е место в республиканском конкурсе исследовательских работ «Шаг в будущее».
Нет ни одного ученика, перешедшего в другие школы, кроме ситуаций, связанных с переездом родителей. У нас нет никаких правонарушений! Не случайно в нашу школу родители просят перевести своих детей из соседней средней школы. И не только проблемных - неуспевающих, нарушителей дисциплины, но и успешных учеников. В прошлом учебном году из восьми девятиклассников школу окончили три выпускника, проживающие в Повенце. Желающих много. У нас есть положительные результаты работы с такими детьми.
Родители удовлетворены результатами обучения и воспитания. Значит, школа - это не только крепкие стены и современное оборудование, но и люди, отношения, атмосфера комфортности и психологической защищенности. Это немаловажно в нашей ситуации, поскольку 80% учащихся из малообеспеченных семей, 20% - из семей социального риска, 10% - дети особой заботы (ОВЗ).

Почему хорошие учителя не ищут, где лучше?
В школе работают хорошие, сильные, высококвалифицированные педагоги. Пять человек из них живут в Повенце, Пиндушах и каждый день ездят на работу к нам. Почему они не уйдут, ведь заработная плата теперь почти одинаковая с городом? И опять-таки все решают атмосфера, дух творчества, стремление подняться самому: 100% учителей проходят курсы раз в три года.
Сегодня ты даешь открытый урок в школе - у нас план открытых уроков расписан на целый год, завтра готовишь мастер-класс, затем - урок на базе района и республики. Наших учителей знают в районе, и на базе школы регулярно проводятся районные методические семинары для педагогов. Мне как директору легко с ними работать: всегда удается вовлечь в коллективное решение проблем всех, создать команду - и в этом сила наших педагогов. Они смело берутся за решение проблем в образовании.
Встала, например, в результате оптимизации и объединения классов проблема разновозрастного обучения - учителя изучают проблему на педсоветах, семинарах, курсах, дают открытые уроки. Не случайно именно на базе нашей школы в 2016 году прошел семинар по разновозрастному обучению. Блестящие уроки показали не только опытные учителя, но и молодые. Учителя больших школ были в восторге, побывав на уроке математики в 1‑3‑х классах. Учителя Светлана Кондратенко и Анна Гайдукова дали совмещенный урок английского языка в 4‑м и 7‑м классах по темам Travelling/Shopping.
Возникла проблема создания мастер-классов, их методической наполняемости и форм проведения - мы поучились на семинаре, который провела руководитель творческой группы учителей Медвежьегорского района «Творяне» Ольга Строк, и уже через 3 месяца, в марте 2017 года, наши учителя получили Гран-при на районном конкурсе мастер-классов и заняли два вторых места.
Тема метапредметности стала основной в работе группы «Творяне». Районный семинар провели на базе нашей школы.

Почему именно к нам идут молодые специалисты?
Есть мотивы, общие для всех сельских школ: в сельской школе есть государственная поддержка молодых специалистов - дают участок земли под строительство, подъемные, в 2017 году им выплачивали доплату по 1000 рублей в месяц.
Но не только эти факторы играют свою роль. Ничуть не менее важны помощь и опека со стороны опытных учителей, творческая атмосфера в коллективе, которая вдохновляет молодых специалистов.
Так, в 2014 году учитель английского языка Анна Гайдукова победила в районном конкурсе, а затем стала лауреатом республиканского конкурса «Учитель года Республики Карелия». Педагог продолжает удивлять новыми идеями и подходами.
Придя в школу в прошлом учебном году, учитель математики и физики Екатерина Оловянникова разработала систему уроков и внеурочных мероприятий с применением Plickers и QR-кодов и уже в этом году представила свой опыт на межмуниципальном семинаре методических служб по теме «Актуальные проблемы и способы их решения в современном образовательном пространстве», а также приняла участие в конкурсе «Сельская школа со всех сторон» (об этом читайте: «Учительская газета», №14 от 3 апреля 2018 года).
Говоря о молодых кадрах, советую сельским школам по возможности брать на практику студентов университета. Мы благодарны институту иностранных языков за студентку Яну Ларину. Сколько позитива! Во-первых, детям интересно работать с молодыми. Во-вторых, значимо, когда почти их сверстник говорит о перспективах высшего образования, активной жизненной позиции, на своем примере показывает, как можно, не имея финансовых возможностей, в 21 год побывать в 20 странах, в совершенстве изучить язык, путешествовать по миру…

Что школа дает социуму?
На эту тему сказано очень много. Поэтому остановлюсь лишь на некоторых моментах. Анализируя ситуацию, которая, в общем-то, типична для большинства сел: закрыт Дом культуры, работает только библиотека, нестабильно положение сельхозпредприятий, - понимаешь, что положительные эмоции, ощущение развития, движения вперед, радость от успехов, ощущение того, что не забыты история села, славные дела его тружеников на протяжении многих поколений, не забыты люди, которые приближали нашу победу в Великой Отечественной войне, теперь связаны только со школой.
Школьные праздники давно уже стали праздниками для всего села. Каждый год все с нетерпением ждут Нового года: чем на этот раз удивят дети? Все ждут чуда, и оно происходит. В 2015 году в Сосновке прошло свое Евровидение: каждый класс представил песню на английском языке. В 2016‑м, в Год кино, состоялась церемония «Оскар» - каждый класс подготовил сцену из отечественного кинофильма. В том году - фестиваль танцев народов мира. Как всегда, в напряженную творческую работу включаются все: и дети, и работники школы, и родители. Результат можно описать словами: восторг, радость, благодарность школе.
Для сельчан важна та большая работа, которую проводит школа по патриотическому воспитанию. Ограничусь простым перечислением: акция «Георгиевская ленточка», конкурсы рисунков и военной песни, вечера с концертами и чаепитиями для тружеников тыла и малолетних узников.
С каждым годом пополняется воспоминаниями о родственниках, прошедших войну, Книга памяти.
Односельчане благодарны школе за воспитание любви к родному краю, его природе. Именно школа организует акции по уборке территории пляжа - любимого места отдыха не только сосновчан, но и жителей района, лесной зоны вокруг села. Мы боремся против несанкционированных свалок - выпускаем стенгазеты с фото «Контрасты нашего села», проводим родительские собрания, опросы населения, конкурсы на лучший двор...
Я согласна с мнением, что гордиться надо не тем, что средний балл ГИА выше республиканского, и не тем, сколько выпускников поступило в вузы, а тем, на какие преобразования на селе повлияли выпускники. Школа формирует сельское сообщество, новое поколение - инициативное, неравнодушное, готовое всем миром решать проблемы.

​Марина МАКАРОВА, директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения Медвежьегорского района «Сосновская основная общеобразовательная школа», Карелия