Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия:
- Нынешний закон об образовании регламентирует оказание образовательной услуги, отвечая требованиям рыночной экономики, под которую и был создан. Педагог в этом случае является поставщиком услуги. Это ни в коей мере не может отвечать принципам воспитания, цель которого - формирование личности. Здесь снова встает вопрос о статусе учителя. Может ли взрослый человек через оказание услуги сформировать у ребенка доброту, милосердие, любовь к ближнему и Родине? При этом ответственности за воспитание с родителей никто не снимает. Мамы и папы являются главными воспитателями ребенка и в полной мере несут ответственность за формирование личности. Таким образом, для решения задачи нужно очень четко обозначить границы ответственности родителей и школы, сделать их союзниками в воспитании детей, убрать все намеки на услугу, дабы не было соблазна у одних спрашивать с других за ее качественное и своевременное исполнение. Статус учителя должен быть поднят до уровня государственного служащего, который, находясь на госслужбе, отвечает за воспитание человека и гражданина, а не работает в рамках оказания услуги с четкими показателями выполнения работ.

Николай ПОДОСОКОРСКИЙ, советник при ректорате Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, кандидат филологических наук:
- Работа школьного учителя сегодня и так предельно забюрократизирована, поэтому к любым предложениям чиновников инициировать новые проверки и внедрить дополнительную отчетность стоит относиться как минимум настороженно. Когда у нас говорят о воспитании детей и юношества, то чаще всего делают упор на примитивно понимаемый патриотизм и пропаганду неких «традиционных ценностей». Последнее, как правило, подразумевает слепую веру государству, идеологическую подкованность, насаждаемый страх иметь и высказывать личное мнение, расходящееся с «генеральной линией партии».
Если учителей рассматривать как штатных пропагандистов и начислять им зарплату исходя из их успехов на идеологическом фронте, то, конечно, это негативно скажется на системе образования в целом. Вместе с тем понятно, что это отнюдь не только личная инициатива омбудсмена Кузнецовой, но довольно распространенный взгляд в верхах на то, в какую сторону необходимо менять российскую школу. Напомню, что в феврале этого года вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, выступая в Московском педагогическом госуниверситете с лекцией на тему «Роль молодежи в обеспечении информационного суверенитета России», высказалась по этому вопросу весьма определенно: «За неокрепшие умы россиян ведется пропагандистская борьба, и главная задача преподавателей - не вложить знания, а воспитать веру и правильные ценности в своих учениках». Мне же кажется, что задача учителей, наоборот, заключается в том, чтобы стимулировать у учеников любознательность, помочь сформировать научную картину мира и научить их критическому мышлению.
Сергей БУРЦЕВ, участник конкурса «Учитель года России»-2016, учитель истории и обществознания, пос. Горбачево, Тульская область:
- Такое ощущение, что у чиновников зудит в одном месте. Ну как бы отнеслись строители дома к инициативе проверить прочность конструкции, если дом еще на стадии фундамента? Можно еще опросить жильцов будущего дома, как им - комфортно ли, крыша не течет? ФГОС есть, методики измерения нет! Это признают сами разработчики документа. Будут сравнивать горячее с квадратным? Измерять температуру линейкой? Только после принятия единой программы, одного учебника, разработки единых требований и после определенных сроков можно говорить о контроле. Пример из жизни: эксперты проверяют бумажные журналы и делают замечание: много пишете в строке «Тема урока». Если нет определенности в таких вопросах, то что говорить о воспитательной работе? И уж тем более о ее проверке...

Наталия ЯНИКОВА, учитель физики и информатики, руководитель технопарка Псковской инженерно-лингвистической гимназии:
- Я имею юридическое образование в дополнение к педагогическому. Заявление о проверке воспитательной работы заставило меня перечитать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). Я не уверена, что можно отделять друг от друга понятия «обучение» и «воспитание». В законе они чаще всего фигурируют вместе. Дело еще в том, что закон предъявляет много требований к школе, однако далеко не всегда имеются возможности выполнить эти требования.
Например, в ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о средствах обучения и воспитания. Это приборы, оборудование и инвентарь, музыкальные инструменты, компьютеры и пр. Но сегодня, к примеру, не каждая школа может позволить себе проведение патриотических линеек или театрализованных представлений, поскольку нет ни микрофонов, ни колонок, ни света на сцене, ни костюмов.
Ст. 44 закона утверждает, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Хочу отметить, что в Псковской области детский омбудсмен занимается как раз просветительской работой среди родителей на общешкольных собраниях, ведя откровенные дискуссии на разно­образные животрепещущие темы.
Та же ст. 44 говорит о том, что органы государственной власти, местного самоуправления и сами школы должны оказывать родителям помощь в воспитании детей. Поэтому, на мой взгляд, пора уже закончить проверять деятельность школы, а лучше заняться оказанием реальной поддержки, которая нам так необходима.

Мария КОРОЛЕВА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2016, преподаватель английского языка гимназии №1 Кирово-Чепецка, Кировская область:
- Все эти проверки и измерения должна проводить психологическая служба школы при необходимости. Вопрос: во всех ли школах она есть? Инструменты для этого уже давно придуманы, существуют разные методики. Как вариант провести опрос или анкетирование каждого ученика в отдельности на определение уровня воспитанности. Можно выявить воспитывающий потенциал воспитательных программ школы, оценить их результативность...
А вот нужно ли измерять это «сверху»? Воспитание - процесс долгий и не односторонний. Родителей же проверять не будут. Со всеми дополнительными проверками опять не на то будем тратить время.
Уверена: в каждом учебном заведении есть мероприятия разного формата, направленные на воспитание и развитие личности ребенка. Эта работа спланирована на год. Считаю, что у нас в гимназии воспитательный процесс выстроен эффективно. Над этим работают разные службы (психологи, библиотекари, социальный педагог, учителя физкультуры и ОБЖ), родители в сотрудничестве с классными руководителями и педагогом-организатором. Раз в триместр классные руководители отчитываются, что получилось, а что - нет, что сделано сверх плана. Готовится годовой отчет о проделанной работе, на основании которого ведется планирование на следующий год.

Денис РОГАТКИН, директор Детско-юношеского центра, Петрозаводск:
- Результаты воспитательной работы, конечно же, можно измерить, но только в динамике. Например, несколько лет назад мы разработали методику воспитательного аудита и провели такое исследование в нескольких школах Петрозаводска. В его основу была положена международная методика оценки школьного климата. Если говорить о результатах, то наиболее проблемными вопросами в разных школах оказались: уровень моральной поддержки, которую ученики получают со стороны учителей; авторитет учителей в глазах учеников, и самый низкий показатель - степень учета мнения родителей и учеников при решении вопросов школьной жизни. В целом оценивалось состояние дел в четырех разделах: безопасность, позитивный характер учебного процесса, межличностные отношения и взаимоотношения учащихся с администрацией. Если с этими аспектами жизни школы все в порядке, значит, в ней благоприятный климат, который является необходимым условием для нормального развития и воспитания детей. Это и есть лучшая оценка результативности воспитательной работы. Есть множество инструментов измерения состояния дел в детском коллективе - любой педагог может оценить «масштаб воспитательного бедствия» в конкретном классе методом простого наблюдения. Чего точно не хотелось бы, так этого того, чтобы оценку результатов воспитания проводил Рособрнадзор. Заказчиком подобной оценки должна быть сама школа, а исполнителями могут быть эксперты, которые в состоянии представить заказчику объективную картину и рекомендации, а не предписания об устранении нарушений.

Татьяна ТУЛИНА, учитель начальных классов Андомской средней школы, Вытегорский район, Вологодская область:
- По моему мнению, уполномоченный по правам ребенка не проверять должен, как работает школа, а помогать образовательным учреждениям в работе. Мы, например, трудимся только на энтузиазме. Возрождаем тимуровскую работу (теперь это называется волонтерство), пионерские отряды, помогаем престарелым. Образовательным организациям России не хватает современной техники - компьютеров, принтеров, проекторов, интер­ак­тив­ных досок! У нас, например, два старых проектора на всю школу... Чтобы оформить документы, детские работы и проекты, делаем это в домашних условиях. Бумагу и прочие принадлежности покупаем на свои деньги. Поэтому не измерять результаты надо, а помогать!