Ирина Семенихина, Тамбов:
«Учительская газета» неоднократно рассказывала об опыте агрошкол. В номере от 7 августа представлена небольшая сельская школа Ярославской области. Здесь с малолетства приучают детей к труду на земле.
Хочу подсказать еще один адрес. У нас на всю Тамбовщину славится Татановская средняя школа. Есть у нее своя изюминка. Образовательный процесс строится на интеграции проектной деятельности с инновационными технологиями, такими как смешанное обучение, образовательная робототехника, 3D-моделирование и другие. Школьники осваивают технологии экономичного садоводства, овощеводства и биодинамического земледелия, включаются в решение реальных практических задач. Специализированные предметы ведут преподаватели техникумов и вузов. Все ведущие вузы региона сотрудничают с этой школой. Создан мини-агрокомплекс. Он позволяет ребятам приобретать навыки, важные при выборе профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом и организацией собственного бизнеса на земле».

Марина Васильева, директор основной школы, Оренбургская область:
«Директору трудно выбрать время для отпуска. С первых дней лета экзамены, сдача отчета, ремонт, пришкольный лагерь… Затем ждешь приемки и в срочном порядке представляешь требуемую документацию. Практически через день в школу приходишь. А уже с середины августа (хотя отпуск до 26‑го) придется выйти на работу. Надо готовиться к новому учебному году.
На пришкольном участке продолжают трудиться ученики. С утра слышатся громкий говор, веселый смех. Между поливом и прополкой успевают поиграть, поделиться своими интересными наблюдениями. А мы с учителями подводим некоторые итоги. В беседе с начальником школьного лагеря говорили не только о том, как отдохнули дети. Я была уже в курсе, что пришли штрафные санкции по итогам проверки летнего лагеря. Начальник лагеря оплатила штраф из своих средств. Вот так и живем от штрафа к штрафу. Реально идти в ногу с новыми требованиями возможно только в заново построенном здании школы.
Мое же личное убеждение по поводу летнего лагеря только одно - школа не должна быть лагерной площадкой. Хорошие условия для отдыха, именно лагерные, школа никак не создаст. Взять те же комнаты для отдыха. Куда нам из них девать школьную мебель? Игрового материала нет никакого! Воспитателями работают учителя, которым надо еще и поучиться, чтобы умело, интересно, со знанием дела организовать отдых ребят. Написать хорошую программу легко, а реализовать ее непросто. Требования к питанию детей повышены, но школа работает с поставщиком и ограничена в выборе продуктов (да и цены не позволяют расширить ассортимент). Так что вопросов возникает много».