Наверное, такая ситуация продолжалась бы и по сей день, так бы и множились папки с рефератами в кабинете учителя физической культуры, а сидящие на скамейке осваивали информационно-коммуникационные компетенции с помощью гаджетов, тренировали умения в навигации по сайтам с готовыми рефератами и оттачивали навыки «копипаста» на домашних компьютерах, если бы не ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования устанавливают обязательность изучения предмета «Физическая культура» на всех уровнях. Кроме того, стандарты определяют требования к результатам изучения этого предмета, и они более чем конкретны:
- активное включение в здоровый образ жизни;
- знания о физическом совершенствовании человека, об истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения;
- умение вести наблюдения за динамикой физического развития, оценивать текущее состояние организма;
- умение использовать технические действия, приемы и физические упражнения в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Достигнуть этих результатов можно, только изучая теорию и методику физической культуры, историю олимпийского движения, основы здорового образа жизни, технику безопасности, нормативные документы в сфере физической культуры и спорта и многое другое.
Наконец пришло понимание, что урок физической культуры - это образовательный предмет, основной целью которого является физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие обучающихся, формирование и развитие у них установок активного, здорового и безопасного образа жизни.
Каждому из нас известны характер и общие особенности преподавания физической культуры по собственному опыту обучения в школе. В силу ряда объективных и субъективных причин это был урок физических упражнений. И это притом что в программе учебного предмета «Физическая культура» имеется теоретический модуль.
Ситуация изменилась с появлением в 2016 году уникального образовательного ресурса «Московская электронная школа». МЭШ - это сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому.
С этого момента проблемы освоения предмета «Физическая культура» школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья или временно освобожденными от физических нагрузок, решаются с применением возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Освобожденные от физической нагрузки в привычной для себя среде гаджетов изучают основы знаний по физической культуре, теорию воспитания физических качеств, составляют индивидуальные комплексы упражнений для коррекции осанки и телосложения, разрабатывают планы самостоятельных занятий с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития и др. Это формирует у них компетенции и качества личности, необходимые для учебы, жизни и труда.
В библиотеку МЭШ загружено более 1100 сценариев уроков по учебному предмету «Физическая культура». Материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных работ и тестов - все это доступно онлайн родителям, учителям и школьникам с любых устройств и в любое время.
Каждый желающий, используя ресурсы Московской электронной школы, сможет самостоятельно подготовиться к сдаче нормативов ВФСК ГТО, освоить способы организации активного досуга, изучить правила спортивных игр, оценить эффективность занятий и технику осваиваемых упражнений.
Благодаря МЭШ преподавание и изучение предмета «Физическая культура» вышло на новый, более качественный уровень. Проблема эффективности воспитания физической культуры личности обучающихся в общеобразовательной организации начала решаться.

Николай АНТОНОВ,
заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы, руководитель Клуба учителей ОБЖ