​Часть 1

Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, - это уже театр.
Густав Холоубек, актер   


Когда в начале 2013 года Татьяна Владимировна Инсарова, руководитель школьного отделения №4, а потом и Ольга Семеновна Шейнина, директор всего образовательного комплекса, предложили мне начать работать с детьми школы (тогда еще гимназии), мы в первую очередь обсудили и закрепили стратегические задачи. Подумали и проговорили, зачем школе, учителям и детям нужна театральная студия, аккумулирующая значительные ресурсы, занимающая год от года все большее жизненное пространство и минимально влияющая на актуальный рейтинг образовательного учреждения.
Так или иначе каждому учителю и уж тем более классному руководителю с завидной регулярностью приходится участвовать в различных сценических действиях или создавать их самому. Школа с более чем 60-летней историей имеет множество традиционных мероприятий, праздников, плановых и внеплановых действий, связанных с публичными выступлениями как детей, так и взрослых. В школе ежегодно проходят выездной театральный и кинофестивали, конкурсы чтецов, театрализованные праздники во всех параллелях, в том числе и с участием родителей.
Вот все это мы договорились называть театральным пространством школы.
Так или иначе театрализация в самых различных формах пронизывает школьную жизнь всех участников образовательного процесса независимо от их сценического опыта, актерских или режиссерских талантов. При этом учителям приходится не только самим выходить на сцену, но и выступать, по сути, в роли сценаристов и продюсеров. Но разве учитель физики или математики обязан знать законы построения мизансцены или понимать, что такое сквозное действие?
Учителя-предметники не оснащены ни специальными знаниями, ни профессиональными навыками работы на сценической площадке, но им приходится выходить на нее регулярно в силу специфики работы и сложившейся традиции.
А это значит, что профессиональная поддержка им нужна и важна.
Для этого, с одной стороны, внутри школьного пространства должны создаваться культурные образцы (в нашем случае это спектакли с участием ребят, учителей и родителей), поставленные по всем законам сценического искусства. С другой стороны, у педагогов должна быть возможность обратиться за консультацией и помощью, когда это необходимо. Таким образом, задается более высокая планка общей культуры сценического действия образовательного комплекса в целом. Учитывая вовлеченность в школьную действительность людей разных возрастных и социальных групп, включенность самой школы в жизнь города, публичность самых важных мероприятий школы и активность социальных сетей, подобные изменения позитивно влияют как на внутреннюю атмосферу учебного заведения, так и на его внешний имидж.
Различные формы театрализации и сам театр в жизни школы оцениваются коллегами и родителями, с которыми нам приходилось работать, как значимый педагогический и образовательный инструмент, способный решать важные задачи. С его помощью ребенок образовывается в самом широком смысле этого слова.
Например, школьник, не сумевший выучить ни одного стихотворения в рамках программы по литературе, без труда осваивает огромные объемы прозаического текста, готовясь к роли в спектакле. Успех, пережитый публично, ставший результатом напряжения физических и психических сил личности, остается с человеком на всю жизнь как мощный ресурс психологической стабильности, так как является опытом счастья.  И тут дело в том, что театральное пространство очень органично существует в школе, оно рождается при решении самых обыденных задач, например, надо:  
- сформировать единый коллектив;
- научить внимательному общению и диалогу с художественными и иными текстами;
- объяснить важность совместной работы и уважения к общему делу;
- научить доводить начатое до конца;
- найти свою сферу успешности;
- каким-то образом обеспечить интеллектуальное и творческое раскрытие ребенка;
-  организовать практику ответственного выбора;
-  развить в ребенке эмоциональный интеллект, фантазию и воображение;
-  сформировать навыки абстрактного и логического мышления и еще многое другое...
Театр всегда моделирует мир, но поскольку это игровое пространство, то в нем можно прожить все страсти и любые ситуации реального мира безопасно.
Поэтому театральное пространство школы в состоянии решать самые серьезные образовательные и воспитательные задачи. Во-первых, здесь создаются устойчивые условия для естественной мотивации всего образовательного процесса. Во-вторых, театр, как искусство коллективное, формирует у детей опыт социализации. В-третьих, театр не только на практике знакомит ребенка с различными формами художественной культуры, но и ставит его в положение создателя художественных форм, относящихся к разным видам искусства. И, наконец, в отличие от других образовательных методик и способов обучения театральное пространство может задействовать ребенка не только на интеллектуальном уровне, но и включает весь его психофизический потенциал, так как основной язык театра - действие, а актер (даже непрофессиональный) - это «человек действующий».
Главный образовательный феномен школьного театрального пространства в том, что все вышеперечисленное происходит с ребенком одновременно.
Стратегическая задача работы школьной театральной студии была выстроена так:
1. Создание театрального пространства школы.
2. Повышение культуры сценических действий.
3. Внедрение театральных технологий как инструментов педагогической работы.

Часть 2

А что мы будем постановлять?
Вопрос младшего студийца на первой репетиции


В рамках намеченной стратегии мы постарались простроить и практическую работу.
В первую очередь нам удалось сформировать очень сильный творческий коллектив. Большинство ребят из школы №1534, но есть учащиеся и из других школ Москвы. Нашими актерами также являются выпускники, учителя и родители.
В трех группах студии в прошедшем учебном году играли и обучались 62 человека. Мы не готовим профессиональных актеров из детей, мы стараемся поговорить с ними на важные темы через театральное искусство. Театр подростков - это студия, коллектив которой формируется всякий раз заново для осуществления очередной постановки очередного спектакля. Каждый спектакль затрагивает важные для ребят темы, существенно пересекающиеся с тем, что их волнует. Это проблемы, которые находятся на острие конфликта растущей личности с правилами окружающего мира и разрешение которых помогает им расти, взрослеть, принимать решения, действовать. Это знакомство с хорошей литературой, театральным искусством и с самим собой. За прошедшее время мы выпустили семь полномасштабных спектаклей, в каждом из которых были заняты от десяти до 35 актеров.
1. «Неотправленные письма». По мотивам книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
2. «Terra Incognita». По мотивам книги Уильяма Голдинга «Повелитель мух».
3. «Право на жизнь». История военных преступлений. Нюрнбергский процесс, история Аушвица, подвиг Януша Корчака. Только факты, свидетельства и документы.
4. «Путешествие Герды». По мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
5. «Барышня-крестьянка». По повести А.С.Пушкина.
6. «Беда от нежного сердца». Классический русский водевиль по пьесе В.А.Сологуба.
7. «Сказка про Ежиков». Лирическая история, сочиненная вместе с детьми.
В рамках выездного школьного театрального фестиваля наш театр участвует в подготовке от 10 до 20 театральных выступлений старшеклассников.  Все наши студийцы в обязательном порядке участвуют в подготовке и проведении общешкольных праздничных и традиционных мероприятий. Балы, юбилеи, Последний звонок, День знаний.
Студия существует в режиме самообслуживания и самоуправления.  Такой режим делает студийцев не только участниками творческого процесса, но и реальными организаторами общего дела, позволяет поддерживать полноценную сценическую работу и обеспечивать выпуск спектаклей.
Каждый спектакль строится как образовательный, творческий проект. Он имеет своего директора-организатора, группу технического обслуживания, в изготовлении материальной базы спектакля также участвуют все.
У нас очень большое театральное хозяйство. Костюмы, реквизит, бутафория, аппаратура. Все это необходимо содержать в рабочем порядке. Расписание репетиций составляется при участии всех актеров и не больше, чем на две недели, с учетом учебных возможностей. На спектакле в кулисах работают те, кто сегодня на сцену не выходит. Ну а если играют младшие, то старшие на обслуживании спектакля практически в полном составе.
Мы много гастролируем. За прошедшее время мы показали свои спектакли в 19 московских школах, дважды играли в Московском архитектурном институте, пять раз в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Выступали на площадке Театра Терезы Дуровой, ездили на гастроли в «Артек», где два наших спектакля посмотрели в общей сложности более 1000 человек.
Дважды были призерами Московского фестиваля «Театральный Олимп». Получили грант Комитета общественных связей Правительства Москвы.
Выпускники нашего театра учатся в московских театральных вузах или собираются туда поступать, хотя мы их всячески отговариваем.
Пять раз в году мы проводим выездные театрально-творческие смены «ЛиС» («Люди и события»), где каждый день (в обычные каникулы смена 7 дней, а летом 21 день) рождается новое театрализованное представление, созданное самими ребятами с нуля. Дети обучаются актерскому мастерству, тренируют коммуникативные и креативные навыки, проходят практики развития, учатся основам универсальной коммуникации и самоуправлению. В основе театрально-творческих смен лежит наша авторская программа «Действующие лица», направленная на активизацию творческого потенциала детей и подростков с помощью методик, применяемых в театральной педагогике. Если говорить совсем коротко, то программа дает возможность ребенку перейти в игровых формах из позиции пассивного исполнения в позицию осознанного действия.

Часть 3

Игра - дело серьезное.
Джон Форбс Нэш, математик    
        
                                                                            
Антон Макаренко писал: «Какой ребенок в игре, такой во многом он будет в работе, когда вырастет». Ни в какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько в игре. В основе театрализации лежит игра. Освоение самого принципа игры, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудиторией, умение концентрироваться и многие другие практические навыки, которые ребята осваивают в процессе сценической работы, носят универсальный характер, необходимый в любой деятельности независимо от сегодняшней или будущей специализации.  
Конечно, у этой деятельности есть своя уникальная специфика. Но именно эта специфика в последние годы стала особенно актуальной из-за занятости учащихся во второй половине дня и возросших требований школьного обучения. Ведь чем меньше временного ресурса, тем он дороже, тем эффективнее его следует использовать, осваивая и развивая то, на что времени в официальном расписании просто не остается.
Традиционно в нашей театральной студии занимаются подростки с 11 до 17 лет. Так получается, что большинство из них «страшно заняты».
Но, как уже было сказано выше, вся работа построена так, что каждый спектакль является отдельным проектом и создается совместно с детьми от момента замысла до премьеры. Его реализация зависит от того, кто пришел именно в эту группу.  И потому работа ведется от детей, с учетом их индивидуальных возможностей. Поэтому постановка одного и того же материала с разными группами может занимать разное количество времени, и для их обучения необходима почти постоянная коррекция официальных программных материалов, что создает определенные трудности в отчетности. Также следует учитывать, что в спектаклях могут быть задействованы взрослые (родители и учителя). Все это невозможно согласовать традиционными директивными способами без вовлечения в процесс всех участников, без вырабатывания привычки учитывать разные интересы, но при этом двигаться вместе.
Совместная деятельность в подобных проектах способствует выстраиванию качественно новых отношений и решает многие педагогические и образовательные задачи:
-  включенность в работу значимых взрослых укрепляет доверие и понимание между всеми участниками процесса;
-  возможности взаимного обучения, опыт старших актуализируются для младших, становятся инструментом работы, а не «грузом прожитых лет»;
- социальной значимости творческого продукта, что способствует социализации подростков;
- повышения ответственности участников за результаты общего дела;
- формирования иной культурной среды и повышения ее качества;
- создания комфортной социальной атмосферы;
- повышения лояльности родительского сообщества.
Педагогическая работа во все времена была работой в поле неопределенности. Результаты профессиональных усилий педагога всегда отсрочены, и «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Может, поэтому учительский труд и не относится в социуме к престижной деятельности. Но тем не менее образование было и остается самой важной частью культуры человеческой цивилизации, а дети, несомненно, самой значимой и самой загадочной частью населения планеты. И надо помнить, что свое детство человечество проводит в школе. И все будет хорошо, если все, от кого зависит качество этого одиннадцатилетнего времяпрепровождения, будут придерживаться простого принципа: «Что хорошо детям, то хорошо школе». А не наоборот.
А театр в школе - это, несомненно, хорошо.

Вадим ЗЛОТНИКОВ, руководитель театральной студии школы №1534 «Педагогический театр подростков»