Сегодня ребятам уже недостаточно только фотографировать и писать заметки о том, что происходит в учебной среде. Время диктует новые условия, ставит перед ними новые задачи и цели. История школьной прессы - это долгий путь от знакомых всем стенгазет, оформления стендов, выпуска альманахов до средств массовой информации нового поколения.
Журналистика сегодня становится все больше мультимедийной, универсальной, интерактивной. А это значит, что будущий журналист (да и просто успешный человек) должен уметь одинаково хорошо пользоваться пером и камерой, интернет-ресурсами и компьютерными программами. Именно разностороннее развитие и подразумевает участие в школьном пресс-центре. Здесь любой желающий может найти занятие для себя: научиться правильно говорить и писать, пользоваться информацией, развить интеллект и память, а благодаря межпредметным связям быстрее и легче освоить даже школьную программу. В итоге ребята становятся более грамотными, коммуникативными и креативными, что, несомненно, поможет им в будущем стать востребованными в любой профессии.
В информационном поле нашей школы задействованы ученики средних и старших классов. Конечно, уровень задач у каждого свой. Под руководством опытного наставника младшие знакомятся с миром медиа, обучаются основам журналистики и различным компьютерным программам верстки, обработке медиа на базе кружка, а вот на старших уже возложена непосредственная работа в школьных СМИ, проведение интервью, стенд-апы, написание текстов. И вся эта работа обычно происходит во внеурочное время, которое у ребят и без того занято дополнительными занятиями. Но, несмотря на столь плотный график и постоянный цейтнот, нам удается выхватывать минутки на информационные встречи, тренинги и обсуждение. Чем же живет сегодня школьный пресс-центр, какие формы работы наиболее интересны современным участникам медийного процесса? Попробуем подробнее остановиться на ключевых моментах.
Одним из самых интересных и сложных направлений для старшеклассников является подготовка и защита проектных работ для участия в конкурсах мультимедийной журналистики. Здесь уже не просто работа школьного юнкора, а курс на профориентацию. В журналистских проектах рассматриваются важные социальные вопросы и проблемы. Так, к примеру, в этом учебном году ребята успешно поучаствовали сразу в нескольких городских конкурсах проектных и исследовательских работ, где стали призерами и победителями. Темой проекта был выбран актуальный новостной повод - открытие новой зоны отдыха в одном из округов столицы. Защите проекта предшествовала длительная, но, безусловно, интересная и непростая работа: сбор и обработка информации, изучение истории округа, самостоятельная фото- и видеосъемка объекта, монтаж, интервьюирование представителей администрации и жителей района, а также исследование общественного мнения. После чего проект был оформлен в виде популярного сейчас лонгрида (лонгри ‘д - англ. long­read; long read - букв. «долгое чтение») - формат подачи журналистских материалов в Интернете (англ. long-form journalism). Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и прочих. Формат лонгрида предполагает чтение материала с различных электронных носителей. Он также позволяет читателю преодолеть «информационный шум» и полностью погрузиться в тему в сети Интернет для ознакомления всех желающих. Подобные проекты - хорошая практика для тех, кто желает связать свою жизнь и карьеру с журналистикой. Нужно отметить, что лонгриды все чаще используются школьниками для описания крупных школьных меро­приятий и поездок, а печатные издания и стенгазеты уходят на второй план из-за «недоступности» формата и больших затрат на производство.
Но не только проекты помогают ребятам постигать азы профессии. Особенно насыщенной и продуктивной работа пресс-центра становится в школьных выездных лагерях. Можно сказать, что в это время разворачивается целый выездной штаб, где каждый день (а иногда и ночь) готовятся новостные выпуски школьного ТВ. Здесь как нельзя лучше проявляется (или не проявляется) умение преподнести информацию, держаться в кадре, взаимодействовать с людьми и работать в команде. Это работа на выносливость, сообразительность и ответственность. Не каждый может пройти «курс молодого бойца». Но из года в год нам открываются новые таланты и «звездочки» - ведущие, фото- и видеооператоры, репортеры.
Кроме того, в течение года для всех интересующихся на базе школы и выездных мероприятий проводятся встречи с известными журналистами, теле- и радиоведущими, общественными деятелями, которые помогают понять суть специальности, а также дают рекомендации и советы по профессиональному росту.
Хочется упомянуть еще и о младшей группе юнкоров, о которых было сказано вначале. Безусловно, обучение ребят в кружке дает свои положительные моменты, ведь это целенаправленная подготовка, отшлифовка знаний и навыков. Может быть, это кому-то покажется скучным, но поверьте, у нас скучать некогда. Кроме теоретических и практических занятий для воспитанников кружка несколько раз в год организуются журналистские эстафеты. И вот тогда ребята могут показать свои умения, проявить смекалку и даже открыть в себе что-то новое. Ну и, конечно, младшие воспитанники могут и принимают участие там, где им интересно, смотрят на работу старших, перенимают у них опыт. Ведь работа журналиста - это подчас целое приключение!
Команда школьной прессы непостоянна, но при этом в ней всегда есть те, кто отдается любимому делу со всей душой и радуется новым проектам и победам, независимо от того, это общая победа или личная. И, конечно, заинтересованные глаза зрителей, добрые отзывы читателей и слушателей помогают и ребятам, и руководителю двигаться дальше, быть еще активнее и искать новые пути взаимодействия с теми, кто ждет новостей!

Людмила КОРОЛЁВА, руководитель школьного пресс-центра школы №1534