Сегодня успешность во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь. Важным для подрастающего поколения становится умение определять цели и задачи, находить и привлекать необходимые ресурсы, разрабатывать план действий для достижения намеченных целей.
В процессе работы над проектом или исследованием учащиеся школы самостоятельно разрабатывают план действий, позволяющий решить поставленные задачи, и оценивают качество его выполнения. Это развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность и ответственность.
Традицией для нашей школы уже много лет является проведение научных конференций и семинаров. На базе четвертого учебного корпуса уже второй год подряд проходит межрайонный этап Городской научно-практической конференции.
4 февраля 2018 года во втором этапе Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся приняли участие более 100 конкурсантов из Академического, Гагаринского и Ломоносовского районов ЮЗАО Москвы.
Давнее взаимодействие нашего учреждения с Российской академией наук позволяет приглашать в качестве гостей и экспертов на подобные мероприятия ведущих деятелей науки и культуры. Большой честью для нашей школы стало участие в конференции заместителя президента Российской академии наук, члена-корреспондента РАН В.В.Иванова и директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ, ответственного секретаря Российского исторического общества кандидата исторических наук А.Е.Петрова, которые на протяжении нескольких лет являются почетными гостями наших научных мероприятий и открывают приветственными словами практические конференции.
Экспертное жюри также представляют выдающиеся ученые, ректоры ведущих университетов столицы, писатели, художники, журналисты и радиоведущие. Очень важным для нас всегда являлось качество проведения конференций: это и отбор конкурсных работ, и качественная организация пространства для защиты представленных работ, и, несомненно, высокая оценка жюри и гостей - все это позволяет нам делать оптимистические выводы о нашей работе. Экспертами также отмечено, что на конференции представлено много новых научных идей, некоторые из которых можно уже сейчас реализовывать на городском уровне.
В своем интервью начальник управления портфельной аналитики банка «Русский Стандарт», специалист в области прикладной математики и физики Г.Л.Никольский сравнил школьные проекты с известным высказыванием А.Эйнштейна: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, - он-то и делает открытие». Пожелание эксперта - побольше таких проектов и идей.
Взаимодействие с вузами и действующими предприятиями дает ученикам возможность не просто пообщаться с опытными специалистами, но и получить ценные советы, вдохновиться на новые идеи, а также внедрить в жизнь свои проекты.
Наша школа, являясь ресурсным центром «Курчатовского проекта» в московских школах, регулярно получает новое оборудование, которое в полном объеме используется в процессе обучения. В апреле этого года семь исследовательских и проектных работ учащихся школы были представлены в различных секциях на юбилейной конференции «Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату» в рамках мероприятий городского проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» на территории Московского Дворца пионеров. Три работы стали победителями, а две - призерами. Это, безусловно, имеет большое значение как для школы, так и для обучающихся, которые с большим интересом делились своими наработками не только со специалистами конференции, но и с журналистами Первого телевизионного канала, с пресс-службой НИЦ «Курчатовский институт».
Несмотря на то что работы, выполненные школьниками, нуждаются в доработке, некоторые из них нашли свое практическое применение уже сейчас. Материалы снегомерной съемки в черте Москвы, полученные в результате работы над проектом учащимися 9-го класса, приняты к учету в долгосрочных гидрологических прогнозах весеннего половодья в бассейне Верхней Оки ФГБУ «Центральное УГМС». В следующем учебном году авторы проекта планируют посетить отдел гидрологических прогнозов ФГБУ «Центральное УГМС», чтобы под руководством специалистов попробовать составить свой прогноз. Проекты инженерного направления приняли участие сразу в нескольких городских конференциях (МГК проектных и исследовательских работ обучающихся, в конкурсе «Юные техники и изобретатели», в открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего») и также получили награды и признание. К примеру, проект «Модель для увеличения мышечной силы руки «Экзоскелет - фрагмент 1» учеников 10-го класса был направлен в Научно-техническое управление МЧС России. Заслуги учеников подтверждены официальными письмами организаций, а ребята гордятся своими успехами.
Надеемся, что и в будущем ученики будут достойно представлять нашу школу, а школа останется действующей площадкой Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся, представляя собой модель плодотворного взаимодействия юных ученых и признанных деятелей науки.

Евгения ЮРКИНА, педагог-организатор проектной и исследовательской деятельности учащихся школы №1534