Получились рабочие мини-группы, в которых с марта по май 2018 года шло интенсивное обучение. Работа на занятиях велась в основном ребятами-помощниками. Роль учителя сводилась к определению темы занятия и оказанию помощи по возникающим вопросам как у ребят, так и у слушателей нашего курса - пенсионеров. Изучение информационных и коммуникационных технологий в таком формате было задумано администрацией школы как площадка социального проекта, знакомящая наших ребят с основами волонтерского дела.
Поучаствовать в важном деле обучения людей старшего возраста сначала хотели многие, но постепенно сформировалась команда настоящих единомышленников. Помощники почувствовали значимость своей работы и очень ответственно подходили к делу. Заранее отрабатывали теоретический материал, чтобы уметь ответить на любые вопросы своих «учеников», придумывали собственные варианты практических работ.
Методическую основу наших занятий составили материалы по обучению пользователей старшего поколения работе на компьютере и в сети Интернет портала «Азбука Интернета». Первоначально мне, как зарегистрированному на этом образовательном ресурсе преподавателю, хотелось проводить занятия с использованием рекомендованных материалов, заканчивая каждую тему блоком контрольных вопросов. Но спустя буквально два занятия стало понятно, что ценность для слушателей составляет не само изучение информационно-коммуникационных технологий, а сопутствующий этому процесс общения. Ребята, работающие в группе с пенсионерами, с удовольствием объясняли любые непонятные моменты, и в компьютерном классе создавалась рабочая, временами шумная, но при этом очень теплая, почти семейная обстановка.
Заявленные темы занятий - «Состав персонального компьютера», «Освоение клавиатуры», «Работа с электронной почтой», «Поиск информации в Интернете» - были хорошо знакомы нашим ребятам, изучены как в рамках школьного курса информатики, так и на основе их собственного опыта. Не секрет, что сегодняшние школьники интуитивно понимают, как работать с теми или иными программами и процесс самообразования опережает учебную программу по информатике. Большую пользу в обучении людей старшего поколения моим ученикам принесло предварительное прохождение учебных материалов электронного учебника «ЯКласс», инновационного проекта Сколково в области образования. Возможность изучать темы и в режиме онлайн выполнять задания привычна ребятам по самостоятельной работе на уроках информатики.
Для оценки работы были разработаны анкеты входного и итогового опросов. В результате занятий для наших пенсионеров стали понятны такие ранее непонятные термины, как «логин», «пароль», «личный кабинет», «домен», «браузер». Все смогли создать свою электронную почту и активно начали ею пользоваться. Очень полезным стал опыт регистрации на различных сетевых ресурсах. В первую очередь по делу - освоение возможностей портала mos.ru: передача показаний счетчиков воды и электроэнергии, оплата коммунальных платежей, запись к врачу. Высказать свою позицию по проводимым среди москвичей опросам на электронном референдуме «Активный гражданин». Для души - участие в различных социальных группах, виртуальные прогулки по различным городам и даже планетам. Самые активные слушатели приняли участие в дистанционных уроках. Самостоятельно за домашним компьютером проходили предложенные им задания, как потом сами признавались, почувствовали себя современными уверенными пользователями. Стоит ли говорить, что школьники-помощники очень радовались успехам своих подопечных.
Очень часто практические занятия прерывались беседами. Темами становились как затруднения пенсионеров в какой-либо области владения информационными технологиями, так и просто их рассказы о своем жизненном пути, накопленном опыте. Помощники всегда благодарно слушали и помогали советами, которые наши слушатели воспринимали очень доброжелательно.
Осознание важности происходящего - настоящего доброго дела - осталось у всех наших ребят, и мне хочется сказать им большое спасибо за такое ответственное участие в программе «Активное долголетие».

Елена ЕЛИСЕЕВА, учитель информатики школы №1536